Хайр и шарр: Слово ((خير)) хайр, производное, и несущее в себе смысл. Касательно словообразования слова, то оно, имя прилагательное в превосходной степени. Основа образования слова приходит в форме ((أخير)), но в виде исключение произошло удаление хамзы ( أ ), являясь масдар (отглагольное имя) в форме (فعل). Что же касается смысла слова ((خير)), то оно означает Ислам, как сказал Всевышний Аллах:
Так же значит имущество, как сказал Всевышний Аллах:
Так же имеет значение поступка, которым доволен Всевышний Аллах, как Он сказал:
Слово ((شرّ)) шарр, со стороны словообразования схоже со словом ((خير)) хайр, что же касается смысла, то шарр противоположность хайру. Арабы называли все то, что несет пользу хайром, а то, что вредит шарром. Если постигало что-либо из материальной или моральной пользы считалось хайром, а если постигал вред, материальный или моральный, считалось шарром. Всевышний говорит:
Человек любит хайр в смысле пользы, и не любит шарр в смысле вреда. Аллах разъяснил человеку отсутствие точности критерия у него, сказал Всевышний:
Так же Всевышний сказал тем, кто не любит своих жен:
Так хайр и шарр в Исламе не определяется пользой или вредом, ни в действиях, которые являются када т.е. происходящие по отношению к человеку по принуждению или от других людей, и ни в действиях, которые совершает сам человек, по своему выбору. Потому что он не знает точно, является ли поступок или вещь полезной, или приносящей вред ему и другим. По причине отсутствия познания в истинных результатах, которые станут результатом его поступков, в этой жизни и в ахирате. Приводя выше сказанному пример, человек, который заснул и опоздал на самолет, летящий для заключения выгодной торговой сделки, подумав над тем что, произошло, посчитал случившееся шарром в отношении себя. Но когда он узнал, что тот самый самолет упал, после взлета и разбился, и все кто на нем были, погибли, поблагодарил Аллаха за свое опоздание, и посчитал случившееся для себя хайром.
Описание человека поступка хайром и шарром на основе того, что полезно или несет вред, который постигает человека при исполнении данного поступка, является неправильным и безосновательным описанием. Потому что оно исходит от человека, а люди подвержены расхождениям, противоречиям, разногласиям, влиянию местности, и их разум бессилен в познании результатов до их происхождения. Поэтому истинное описание поступка хайром или шарром не исходит от человека, и не исходит от самого поступка. Убийство является одним поступком, который может быть для мусульманина хайром, если он убил врага противника, и так же, может быть шарром, если это убийство было убийством гражданина или муахида (не принявший Ислам и живущий на территории Ислама на договорных основаниях, платя джизью). Описание поступка хайром и шарром не исходит от самого поступка и не от человека, а источником происхождения являются внешние факторы, эти факторы опираются на точку зрения в жизни, - акыду, которую принимает человек, и все что исходит из нее, мысли и системы.
Ислам, разумная акыда, с исходящей от нее полноценной и всеобъемлющей системой, установил точный критерий, поясняя, чем является хайр и что такое шарр. Если поступок несет в себе довольствие Аллаха, путем подчинения Его приказам и отдаления от Его запретов, то это хайр, а если из того, что гневит Аллаха, неподчинением Его приказов и исполнением Его запретов, то это шарр. Хайр, у мусульманина, все, что несет довольство Аллаха, а шарр, все то, что гневит Аллаха.
Салят (молитва), джихад, несение призыва – хайр, потому что это приводит к довольствию Аллаха, а риба (ростовщичество), зина (прелюбодеяние), шпионство – шарр, так как это гневит Аллаха. Несмотря на пользу или вред, которую получил человек в этой жизни, ставшей результатом совершенного поступка. Так как, эта жизнь коротка и заканчивается с приходом смерти, после которой приходит ахират и жизнь человека, где блаженства и наслаждения в джаннате, или мучительное наказание в огне, наказанием или вознаграждением за то, что делал человек из хайра или шарра. Всевышний говорит:
Мусульманин должен спешить в исполнении доброго поступка (хайра), не из-за того, что осуществляется его жизненная польза, а потому что этот поступок ведет к довольствию Аллаха. А так же отдаляться от плохого поступка (зло, шарр), не из-за того, что он становится причиной его убытка, а потому что это гневит Аллаха.
Так же мусульманин должен называть названия их шариатскими именами. Ислам, иман, применение постановлений (Шариата, устанавливающего наказания) - хайром. Куфр (неверие), предательство, нарушение законов Ислама – шарром. Должен верить и соглашаться с када и кадар, в которых хайр и шарр (добро и зло) исходят от Всевышнего Аллаха. Даже если мусульманин любит то, что ему дает пользу и ненавидит, что несет вред. Эта любовь или ненависть не имеет никакого значения, за нее нет отчета. Потому что мусульманин не обладает ими, и они не являются его собственными добровольными мыслями, от Абу-Хурайры, передается: Когда ниспосылался пророку Аллаха (с.а.в.) аят:
وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللّهُ
Стало трудно сахабам (сподвижникам) пророка Аллаха (с.а.в.) и они сказали: Возложены на нас деяния, которые под силу нам: Салят (молитва), савм (пост), джихад, садака, тебе же ниспосылался этот аят, а нам не под силу… и в окончании хадиса: и отменил этот аят Всевышний Аллах, ниспославши:
Хасан и кабих: Постановление на вещи и поступки, оценкой хасан и кабих (красиво и безобразно), иногда происходит со стороны реальности этих вещей и поступков, со стороны их соответствия или противоречия природе человека, и со стороны вознаграждения и наказания за них от Всевышнего Аллаха.
Рассматривая со стороны их реальности, их противоречия или соответствия природе человека, то человек при помощи своих органов чувств и разума способен вынести решение на них. Например, решает о сладкой вещи, как мед, что она хасан, а на горькую вещь, как редька, что она кабих. Решение на знания или богатства, что они хасан, а на невежество и бедность, кабих. Из-за наличия в вещах и поступках совершенства и недостатка, а так же, потому что Аллах вложил в человека качества, позволяющие ему понять это, которыми являются инстинкты, органические потребности и мышление.
Но что же касается решения на вещи и поступки, оценкой хасан и кабих, со стороны вознаграждения и наказания за них от Всевышнего Аллаха, то оно не для человека. Потому что он несостоятелен, с тем, что ему дано из качеств, познания сущности положения, за которое вознаградит Аллах, или за которое будет наказание от Аллаха. Потому что это находится за пределами его чувств, и поэтому его разум не в состоянии понять, кроме как путем сообщения от Всевышнего Аллаха. И этим сообщением является шариат, который пришел путем вахъя (внушения) Пророкам.
Шариат восхвалил вещи и поступки, и определил за некоторые из них вознаграждение, а так же осудил вещи и поступки, определивши за некоторые из них наказание. Исходя из этого постановление на них оценкой хасан и кабих, со стороны восхваления и осуждения, а так же со стороны вознаграждения и наказания происходит Всевышним Аллахом, и не являясь оценкой разума человека. А это, потому что реальность разума состоит из органов чувств, реальности, прошлой информации и мозг. Органы чувств являются основной частью разума, и если человек не ощущает вещь, то для его разума становится невозможным, вынес решения на нее. Потому что разум ограничен в своем решении на вещи, по их ощутимой сущности или ощутимым проявлениям этих вещей. И так как он не ощущает восхваление Аллаха или Его осуждение на вещи и поступки, и не ощущает то, что приготовлено за них, вознаграждение или наказание, становится несостоятельным в выведении решения на них с данной стороны, кроме как путем оповещения от Всевышнего Аллаха.
Решение человека на вещи и поступки, со стороны их реальности, со стороны их противоречия или соответствия природе человека, не имеет никакой шариатской ценности, и не имеет отношения к совершению поступка или воздержанию. Мусульманин сражается на пути Аллаха, несет призыв, держит савм (пост), как приказал ему Аллах, даже если и не понимает хасана действительности этих поступков, или если они противоречат его природе. Так же он отдаляется от риба (ростовщичество), зина (прелюбодеяние), шпионства, как воспретил ему Аллах, даже если он и не понимает безобразность (кабих) этих поступков, или если они соответствуют его природе.
В Исламе, хасан то, что установил шариат хасаном (красивым), а кабих, то, что определил шариат кабихом (безобразным), сказал Всевышний:
Благо или хасан - все, что разрешил Аллах (халял), а мерзость или кабих - все, что запретил Аллах (харам). А не то, что порицаемо или неприятно природе человека и его разуму. Виноград благо и хасан, а хамр (опьяняющее), выжатый из него, нечисть и кабих. Торговля, халял (дозволена) и хасан, а риба, харам (запрещено) и кабих.
Халял и харам: Выражения хайр и шарр, хасан и кабих, слова арабского происхождения, установленные арабами, для указания на определенные значения. Затем они были использованы Законодателем в благородном Коране, и Сунне, для указания на лексические значения, как описали их арабы, в положениях, а так же для указания законодательных смыслов, в других положениях. Если они используются без доказательств, то будут указывать только на законодательные смыслы, а если под ними подразумевать лексические смыслы этих выражений, то это нуждается в доказательствах.
Что же касается харам и халял, то это переходящие выражения из их условных лексических значений в законодательные значения, тем самым лексические значения остаются в стороне, являясь шариатской лексической истиной, где бы ни приводились в Коране и Сунне, без разницы приводятся они в виде имен или действий, Всевышний говорит:
Сказал Пророк (с.а.в.): «Халял - что разрешил Аллах в Сврей Книге, харам - что запретил Аллах в Своей Книге…» «Халял явный, и харам очевидный»
Халял, то, что дозволено Аллахом, и не предписано за его исполнение никакого наказания. Харам - от чего предостерег Аллах, определивши за его совершение наказания, в этой жизни и в ахирате.
Халял включает в себя все из ваджиба, мандуба, мубаха, макруха. Харам же, включает в себя только харам.
Веления поручений в Исламе не выходят за рамки одного из выше приведенных пяти типов постановлений, так же обращения на поступки людей в виде положений (вадъ), связанных с ними тоже пять, они: причина (сабаб); условие (шарт); препятствие (маниа); разрешения (рухса) или решимость (азима); истинность, недействительность (бутлан) и негодность (фасад).
Критерий, халял и харам, включает в себя все постановления, и они являются шариатским критерием для всех вещей и поступков, необходимых человеку в этой жизни. Установлено, изучением шариатских доказательств, связанных с вещами, что основа в вещах мубах, пока не имеется на них доказательства о запрете. А так же, что основа поступка строгое руководство. Нет во вселенной ни вещи, ни действия, на которое бы ниспосылал Аллах шариатский закон в Исламе, или халял, или харам. Даже если мусульмане не находят закона, на вещь или поступок, этому служит результат их упущения в иджтихаде при выведении законов, но это не следствие несовершенства или недостатка шариатских доказательств. Потому что Всевышний Аллах открыто, указал на содержание Ислама всех законов обязывающих человека до дня Воскрешения, сказал Всевышний:
Запрещается мусульманину описывать действие или вещь халялом или харамом без наличия на то шариатского доказательства, сказал Всевышний:
Некоторые различия, между этими критериями. Имеется различие между описанием поступков хайром и шарром (добром и злом), и описанием хасан и кабих (красивым и безобразным).
Описание поступков хайром и шарром исходит от влияния поступков, от приступления к их исполнению или воздержанию. Основа в мусульманине такова, что он приступает к выполнению какого-либо поступка, описывая его хайром, если этот поступок ведет к довольству Аллаха. А так же он воздерживается от выполнения какого-либо действия, описывая его шарром, если этот поступок гневит Аллаха. Потому что Аллах доволен теми, которые делают хайр, приказанный Им, обещая тем джаннат. И гневается теми, которые делают шарр, запрещенный Им, грозя им наказанием огня.
Что же касается постановления на поступки хасаном и кабихом, то мусульманин описывает поступок хасаном (красивым), если на это уже шариат, в описании, восхвалил его или предписал за него награду, и так же описывает кабихом (безобразным), если на это уже шариат, в описании, осудил поступок или предписал за него наказание. Невзирая на совершение человеком поступка или воздержания от него, было ли это хасаном или кабихом (красивым или безобразным).
Критерий харам и халял является предпочтительным, потому что он охватывает все виды шариатских пяти постановлений, и что связано с ними, из пяти постановлений на поступки людей в виде положений (вадъ), ученные фикха обозначили этот критерий, говоря: Шариатское постановление – это указания Законодателя, связанные с поступками людей, требования, выбор, или положение (вадъ). Требования значит просьба, если эта просьба к поступку решительная просьба, это ваджиб, а если не решительная, то это мандуб. Если просьба к поступку решительная для его оставления, это харам, а если не решительная, то это макрух. Выбор же, между действием и его невыполнением без перемены – мубах. Вадъ – это установление вещи причиной (сабабом); условием (шарт); препятствием (маниъ); разрешением (рухса) и решимостью (азима); истинностью, недействительностью (батыль) и негодностью (фасад).
Познание шариатского закона обязательно для мусульманина до того, как он приступит к совершению действия, потому что основа в поступках строгое руководство законами шариата.
Так же он должен описывать поступки хайром и шарром, или хасаном и кабихом, или халялом и харамом со стороны вознаграждения и наказания, а оно только для шариата, который ниспослал Аллах, а не для разума или законов, которые установил человек от себя.
А так же описание вещей хасаном и кабихом, или халялом и харамом значимее описания хайром и шарром, потому что последний критерий, т.е. хайр и шарр, касается только поступков, в то время как остальные два критерия, т.е. халял, харам и хасан и кабих, охватывают как поступки, так и вещи.