Поступки, так или иначе, обязательно должны быть связанными с вещами, используемыми для претворения поступка, от которого человек хотел получить удовлетворение. Так, еда, питье, ходьба, стояние и все схожее с этим – поступки, выполняемые действиями. Торговля, аренда, представительство (агентство), обеспечение (залог) и все остальное, схожее с этим – поступки, исполняющиеся словом. И все эти поступки полностью, на деле или на слове, безусловно связанны с вещами.
Так, еда, в прямом смысле слова, поступок, но он связан с хлебом, яблоком, свиным мясом и т.д. Питье, в прямом смысле слова, поступок, но он связан с водой, медом, вином и т.д. На эти вещи обязательно должно быть постановление, точно также как и на поступки, обязательно должно быть законодательное (шариатское) постановление. Имеют ли вещи постановления поступка, связанного с ними, как обязательность или запрещенность или желательность или нежелательность или дозволенность. Или имеют другое постановление, отличающиеся от постановления поступка? Или на них вообще нет постановления, постановление же только для одного поступка?
Первым, что приходит в голову, это то, что вещи и поступки – единое целое, поступок не отделяется от вещи, и вещь не отделяется от поступка, для того, чтобы придать ему значение, а если одно отделится от другого, то потеряет эту значимость. Основываясь на этом, так же, первым, что кажется разуму, это то, что постановление поступка является таким же что и постановление вещи, связанной с данным поступком. Поэтому ученые не различали, в прошлом времени, между вещью и поступком. Некоторые сказали, что основа в вещах мубах (дозволенность) и установили ее охватывающей, как поступки, так и вещи. Другие же сказали, что основа в вещах харам (запрет) и сделали ее охватывающей как поступки, так и вещи.
В действительности же, в исламском законодательстве, существует различие между поступками и вещами. Изучающий законодательные тексты и законодательные постановления видит, что законодательство установило постановления, связанные с поступками, не выходящими за рамки пяти постановлений, они: Ваджиб (обязательно), Харам (запретное), Мандуб (рекомендуемое), Макрух (нежелательно), Мубах (дозволительно). И каждый поступок не выходит за пределы своей сущности ваджиба, харама, мандуба, макруха, мубаха.
Является ясным, что законодательное постановление – это указание Законодателя, связанное с поступками людей, т.е. законодательное постановление было установлено для поступка, невзирая на вещь, которая связанна с ним. Следовательно, законодательное постановление только лишь для поступков, не для вещей. Так, торговля разрешена, потому что она торговля, сказал Всевышний Аллах: "И разрешил Аллах торговлю".
Но что касается вещей, которые связаны с торговлей, то из них есть те, которые разрешил Аллах, как виноград, и есть те, которые запретил Аллах, как вино. Постановление, относится к поступку продажи, запрещение же является для поступка ростовщичества, невзирая на вещь, которая связанна с этим поступком. Но, что касается вещей, то изучающий законодательные тексты видит что, Аллах дал им свойства разрешённости (халял), или запрещенности (харам) и только. И не установил для них постановления обязательности (ваджиб), или рекомендации (мандуб), или нежелательности (макрух). Установил запрещение (харам) или разрешение (халял) свойствами для вещи. Сказал Всевышний: "Cкaжи: "Bидeли ли вы тo, чтo ниcпocлaл вaм Aллax из пpoпитaния, a вы cдeлaли из нeгo зaпpeтнoe и дoзвoлeннoe?" и сказал: "He гoвopитe o тoм, чтo oпиcывaют вaши языки лживo: "Этo - дoзвoлeнo, этo - зaпpeщeнo", "Поистине зaпpeтил Oн вaм мepтвeчинy", "Мы запретили вcex имeющиx кoпытo", "Зaпpeщaeт им мepзocти", "Пoчeмy ты зaпpeщaeшь тo, чтo paзpeшил тeбe Aллax".
Все тексты не установили для вещи положения, кроме как одного из двух указаний, или она должна быть разрешенной (халял), или запрещенной (харам), и нет третьего из них, и не выходит за пределы одного из них.
Это разрешённость (халял) и запрещенность (харам) исходит от одного желания Аллаха и только, нет другого, который был бы Ему в этом сотоварищем, и все те, кто вносит исходящее от себя мнения, являются грешником, врагом и клеветником на Аллаха. Разрешённость (халял) и запрещенность (харам) два свойства, неизбежно относящиеся, ко всему тому, что создал Аллах из вещей, которые может ощутит человек, равносильно, что, естся, или одевается, или ездиется, или живется, или пользуется, или не пользуется. Если проследим законодательные тексты, то найдем, что Всевышний Аллах установил в этих всех вещах одну основу и сделал ее мубахом (разрешенной). Разрешил нам пользоваться всем тем, до чего дотягивается человеческая рука, и исключил из всего общего, некоторые вещи, указав на них по отдельности, и запретивши их.
Эта разрешённость (мубах) понимается из законодательных текстов обобщенно. Мы находим тексты, обобщающие разрешённость, как, например, в речи Всевышнего: "Oн - тoт, кoтopый coтвopил вaм вcё, чтo нa зeмлe", и обобщаются в примере речи Всевышнего: "Paзвe вы нe видeли, чтo Aллax пoдчинил вaм тo, чтo в нeбecax и нa зeмлe, и пpoлил вaм милocть явнyю и тaйнyю?", а также обобщается и разъясняется в примере речи Всевышнего: "Кoтopый зeмлю cдeлaл для вac кoвpoм, a нeбo - здaниeм, и низвeл c нeбa вoдy, и вывeл eю плoды пpoпитaниeм для вac", "И пoдчинил вaм cyдa, чтoбы oни xoдили в мope пo Eгo пoвeлeнию, и пoдчинил вaм peки, и пoдчинил вaм coлнцe и лyнy тpyждaющимиcя, и пoдчинил вaм нoчь и дeнь, и дaл вaм вce, чтo вы пpocитe. И ecли вы бyдeтe cчитaть милocть Aллaxa, тo нe coчтeтe ee", "И низвeли Mы c нeбa вoдy блaгocлoвeннyю и пpoизpacтили eю caды и зepнa пoceвoв, и пaльмы выcoкиe - y ниx плoды pядaми, - в yдeл paбaм", "Cкaжи: "Kтo зaпpeтил yкpaшeния Aллaxa, кoтopыe Oн низвeл для Cвoиx paбoв, и пpeлecти из yдeлa?"", "Зaпpeтил Oн вaм тoлькo мepтвeчинy, кpoвь, мяco cвиньи и тo, нaд чeм пpизывaлocь имя нe Aллaxa", "B тoм, чтo oткpытo мнe, я нe нaxoжy зaпpeтным для питaющeгocя тo, чeм oн питaeтcя, тoлькo ecли этo бyдeт мepтвeчинa, или пpoлитaя кpoвь..."
Все эти аяты указывают на то, что Аллах разрешил человеку все вещи. И те, что Он запретил из вещей, Он исключил их, указав по отдельности на каждую. Например, так же пришел хадис и указал на некоторые запрещенные вещи, так пришло от Пророка (с.а.в.), что он запретил употреблять в пищу мясо домашнего осла, всех животных, имеющих клыки, и всех птиц, имеющих когти.
Законодатель сделал мубахом все вещи, т.е. Он их разрешил. Тогда, значение мубаха в вещах, является халялом, обратное хараму. Если Он указал на запрещенность некоторых из вещей, то Он исключил это некоторое по отдельности. Халял и харам касающиеся вещей, являются свойством для них, и нет другого для вещей, кроме этих двух, т.е. законодательных свойств, и не нуждается разрешенность вещей (мубах), т.е. ее положения халяла, в доказательстве. Потому что обобщенное доказательство в текстах разрешает все вещи. Но то, что является харамом, то оно и есть тем, что нуждается в доказательстве, потому что оно является избранным, выделенным из обобщенных разрешающих (мубах) доказательств, и поэтому обязательно для него нужен текст. Стало быть, что, основа в вещах является мубах (разрешенность), т.е. основа в них является халялом.