Всевышний Аллах говорит(перевод смыслов):
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин...» (4:1).
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах Знающий, Ведающий» (49:13).
Всевышний Аллах создал человека и создал в нем свойства: инстинкты, органические потребности и разум. Из этих инстинктов инстинкт продолжения рода, из его проявлений - сексуальное влечение, любовь к детям и уважение родителей. Эти проявление образовывают отношения между мужчиной и женщиной, а так же между детьми и родителями.
Из проявлений инстинкта самосохранения - любовь своего народа, стремление к власти, любовь родины и т.п. Эти проявления образовывают отношения между семьями, племенами и народами. Инстинкт самосохранения толкает человека к сотрудничеству с другим человеком во избегания опасностей, например сохранение от хищных животных, наводнений и т.п. они строят дома, дамбы, защищаются от других народов. Все это потому, что человек индивидуально не может выполнять такие дела полноценно так, чтобы сохранить себя, и это толкает их на образование отношении с другими людьми, чтобы качественно решить жизненно необходимые вопросы.
Инстинкт поклонения, это чувства ограниченности, нужды, недостаточности, которые толкают человека к поиску того, кто восполнит все это, и возникают отношения иногда между людьми, так что один видит в другом человеке того, кто восполнит эту нужду, и он начинает освящать его, поклоняться ему, как это произошло с жителями Египта, которые поклонялись фараону забыв Аллаха.
Следовательно, органические потребности и инстинкты толкают человека к совместной жизни с другими людьми, что порождает разные отношения между людьми, для того, чтобы обеспечить удовлетворения инстинктов и органических потребностей.
Человек по своей сущности цивилизованный, потому что инстинкты и органические потребности толкают его образованию отношений и жизни с другими.
Следовательно, любое общество состоит из индивидуумов, естественных отношений, которые возникли в результате побуждений существующих у людей к удовлетворению.
Если оставить эти отношения между людьми без правильной систематизации, то это приведет к хаосу и к борьбе за вещи, необходимые в жизни человека. Первая такая борьба была между сыновьями Адама (а.с.), между Хабилем и Кабилем. Всевышний Аллах говорит(перевод смыслов):
«Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (5:27).
До того аята где говорится (перевод смыслов):
«Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (5:30).
Богатые ущемляют бедных в еде, в деньгах - это так же результат анархии, Всевышний Аллах говорит (перевод смыслов):
«Вовсе нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство, и страстно любите богатство» (89:17-20).
Результатом анархии является убийства слабых сильными. Всевышний Аллах говорит (перевод смыслов):
«Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие» (28:4).
Отношения между индивидами образовывает у них мысли о вещах и поступках, необходимых для удовлетворения. Так, они выносят решение и считают определенную вещь или поступок злым, а другую вещь или поступок добрым, опираясь при этом на пригодность или не пригодность вещи или поступка удовлетворить потребность. После того, как они ощутили вещь или поступок и использовали для удовлетворения, у них образовалась информация о том, что это удовлетворяет или не удовлетворяет. Однако эти решения разные, они различны между индивидами и обществами.
Мысли о вещах и поступках, которые удовлетворяют потребности, образовывают у человека чувства, в результате чего он склоняется к тому, что удовлетворяет и отказывается от того, что не удовлетворяет.
Если эти мысли и чувства у большинства, или у группы людей, они смогут систематизировать свои отношения на основе этих мыслей и чувств, и таким образом у них образуется система.
Если индивиды объединятся в совместной жизни на определенной земле, инстинкт самосохранения будет побуждать их к овладению ею для того, чтобы заниматься земледелием и брать то, что удовлетворит органическую потребность. Реальность же земли различна, в зависимости от близости к воде, населенному пункту, по равнинам и т.п. что образует отношение среди этих людей относительно этой земли. Это может привести к убийству, сильный овладеет землей слабого убив или выгнав его.
В результате этой борьбы на земле останется сильный с его семьей, они будут жить и размножаться, что приведет к новым столкновениям, ради владения землей, и так история будет продолжаться всегда.
Так же здесь может повлиять инстинкт продолжения рода, и побудить членов семьи на сохранение своего общества для того, чтобы сохранить свой род, в результате, они начнут сообща решать свои проблемы и установят систему, регулирующею земельные отношения.
Из-за земельных отношений у них образовались определенные понятия о земле, как например, они стали считать землю причиной их удела, стали уважать ее, это образовало у них чувства любви к земле. Однако различие силы влияния инстинкта и органических потребностей толкнуло некоторых из них на противоречие этим мыслям, и они стали покушаться на земли других, оккупировать, убивать, изгонять других, ради земли. Эти поступки противоречат понятиям, интересам и взглядам других о земле, поэтому они устанавливают систему, для того, чтобы наказать тех, кто покушается на права другого, в результате они соглашаются с определенной системой, чтобы дать определение хороших и плохих поступков, а так же наказать противоречащего.
Следовательно, общество по своему естественному происхождению выглядит так: индивиды, проживающие вместе, мысли, для вынесения решений на отношения индивидов, общие чувства к вещам, поступкам, к выполнению их или воздержанию от них, и система для упорядочивания отношений.
Составные факторы любого общества, индивиды, мысли, чувства и система.
Это естественные составные общества, являющиеся результатом вложенных Аллахом в людей свойств, которые заставляют их жить вместе, как народы и племена. Всевышний Аллах говорит:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах Знающий, Ведающий» (49:13).
Народ и племя - это группа людей, общество, которое относится к одному человеку.
Общество, подобно индивиду, является живым существом, однако составные индивида отличаются от составных факторов общества. Следовательно, любая группа людей, обладающая этими составными, является обществом.
Этих составных факторов четыре: индивиды, мысли, чувства и система. Если отсутствует хоть один составной фактор то, это не будет обществом.
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Аль-Бухари, Муслим).
Отличительное общество - это такое общество, люди, мысли, система и чувства которого являются едиными. Это возможно только когда индивиды этого общества примут одну основную доктрину, на которой можно построить все необходимые мысли для удовлетворения инстинктов, органических потребностей и решить все жизненные проблемы, с которыми сталкиваются эти индивиды.
Например, исламское общество - это общество, индивиды которого в основном являются мусульманами, уверовавшие в Исламскую доктрину, которые строят свои мысли по отношению к вещам и поступкам на основе этой доктрины. И в результате такого единого взгляда на жизнь у них образуются единые чувства, они будут склонны к дозволенному и отрицать запретное, во всех своих отношениях, то есть в отношениях с создателем, с самим собой и с другими они будут претворять систему Ислама.
Следовательно, исламское общество в основном состоит из мусульман. Их мысли, чувства - одинаковы. Систему, которую они претворяют, является Исламской.
Исламское общество подобно живому организму. Описав это общество, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Аль-Бухари, Муслим).
Общество не будет отличительным, если доктрина, которую приняли его индивиды, не будет всеобъемлющей идеей, охватывающей человека, Вселенную и жизнь, из которой исходит система, упорядочивающая все внутренние и внешние отношения людей.
Такая доктрина есть только в идеологии, так как идеология -это разумная доктрина из которой вытекает система.
И так как идеологий, соответствующих этому значению, во всем мере существует только три - исламская, капиталистическая и коммунистическая - то отличительных обществ существует тоже три: коммунистическое общество, капиталистическое и исламское общество, которое временно отсутствует в сегодняшней реальности. Потому что исламские народы сегодня управляются не Исламской системой. И не смотря на то, что индивиды исламских стран являются мусульманами, принявшими Исламскую доктрину, мысли и чувства, все же, они не являются исламским обществом. Так как системы, решающие их жизненные проблемы (такие, как система правления, экономическая система и др. системы) являются неисламскими системами.
Капиталистическое общество - отличительное, ибо индивиды этого общества следуют капиталистической доктрине, которая отделяет религию от жизни. Их мысли исходят из этой доктрины, а их единые чувства к вещам и поступкам исходят из этих мыслей. Система, которую они претворяют для решения всех проблем, так же вытекает из этой доктрины.
Основная часть отличительного общества верит в идеологию, претворяют ее, распространяют и призывают к ней других.
НЕОТЛИЧИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Так же, как и среди людей есть отличительные, определенные личности, точно так же и общества бывают отличительными и неотличительными.
Отличительное общество, как было сказано выше, это идеологическое общество, состоящее из четырех факторов, исходящих из одной идеологии: индивидов, мыслей, чувств и систем.
Неотличительное общество - это общество, состоящее из факторов, которые не являются одним единым, то есть не исходят из одной идеологии. Так же общество не будет отличным, если хотя бы один из этих факторов будет заимствован из другой идеологии. Такое общество не будет относиться к какой-либо идеологии, но оно будет относиться к чему-то другому (как к родине или нации). А будет называться, например, «общество арабов» и т.п. Их не будут называть коммунистическим или капиталистическим обществом. В то время как общество Америки является капиталистическим, а Китай - коммунистическим.
Например, общество Индии является неотличительным. Не говорится, что общество Индии является капиталистическим или коммунистическим, индуистским или буддистским. Потому что его индивиды не придерживаются идеологии, из которой вытекают мысли и системы, решающие все проблемы людей. А так же над ними претворяется идеология, которая не имеет никакого отношения к мыслям, чувствам или доктринам там живущих индивидов. Таким образом, факторы индийского общества (индивиды, мысли, чувства и системы) происходят не из одного источника. Среди них есть мусульмане, христиане и индуисты - некоторые из которых поклоняются корове. Их мысли по отношению к вещам и поступкам различны. В зависимости от доктрин, из которых вытекают мысли. Над ними претворяется капиталистическая система со времен оккупации их стран англичанами. Это общество неопределенное, называясь индийским обществом. Оно не относится ни к одной из вышеперечисленных существующих в мире трех идеологий.
Если мысли общества становятся понятиями людей, это порождает у них одинаковые чувства, исходящие из одних мыслей. Например, исламское общество. Индивиды этого общества знают о том, что молитва является фардом и это возбуждает у них чувство гнева по отношению к тем, кто не выстаивает намаз и чувство довольства, когда слышат призыв муэдзина к молитве. Это происходит потому что их мысли о намазе стали понятиями, их склонности стали соответствовать этим понятиям. В результате чего они требуют правителя наказывать тех, кто отрицает молитву, и требуют заботиться о мечетях. Потому что общество, над которым претворяется эта система (то есть система из тех же мыслей и понятий, которых придерживается и признает это общество), будет дорожить и бережливо относиться к претворению и защите этой системы. Однако, общество, над которым претворяется система не соответствующая их мыслям и понятиям, а так же противоречит их чувствам, не будет заинтересовано в претворении этой системы. Наоборот, оно будет недовольно ею и будет стремиться изменить ее для того, чтобы претворить то, что соответствует их понятиям и отвечает их чувствам.
Общество может изучать мысли, которые не исходят из доктрины, в которую верит это общество. Эти мысли будут просто информацией, которую повторяют или, возможно, выносят решения на поступки и вещи. Однако эти мысли не становятся понятиями. Их чувства так же не соответствуют этим мыслям, не смотря на то, что система, претворяемая над ними, опирается на эти мысли и заставляет их действовать в соответствии с ней. В таком положении происходит разрыв, двойственность в личностях этого общества: они любят одно, но склонны совсем к другому, они делают то, что противоречит их склонностям. Это происходит потому, что нет связи между приобретенными мыслями и чувствами, исходящими из доктрины, в которую они верят. Мусульманин в таком обществе совершает харам (как лихва, пьет спиртное и т.п.) и кричит, что это является запретным и пытается найти оправдания своим поступкам. В то же время, ему нравится слышать азан, чтение Корана, он ощущает духовность (то есть свою связь с Аллахом), однако сам он не молится и не читает Коран.
Этот разрыв и раздвоение в личностях является опасной болезнью, которая стоит препятствием на пути развития общества. И такие личности стоят на пути тех, кто работает для изменения этой реальности, чтобы сделать из неё отличительное развитое общество.
Всевышний Аллах говорит (перевод смыслов):
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11).
В действительности, понятия являются регулятором поведения человека. И если мы хотим поменять поведение какого-либо человека, то необходимо поменять его понятия о жизни, сделав его личность отличительной, опирающейся в своем мышлении и склонностях на идейную основу, из которой исходит система для удовлетворения инстинктов и органических потребностей.
Изменение же общества требует изменения его составных факторов, а это: индивиды, мысли, чувства и системы.
Человек не может и не имеет права менять свое строение и природную сущность, однако, поменять доктрину индивида человек может, так как это в его компетенции.
Что касается изменения мыслей общества, на основе которых оно выносит решение на поступки и действия, то это делается с помощью обращения к обществу как к обществу в общем, а не как к индивидам. Это происходит после того, как основная часть индивидов этого общества согласится и примет доктрину, из которой исходят эти мысли, а за изменением индивидов последует изменение чувств и систем.
Изменение должно быть в лучшую сторону. Поэтому те, кто работают для изменения, должны поменять неразвитое, неотличительное общество на развитое, отличительное.
Сегодня в нашем мире из отличительных, развитых обществ существует только два: капиталистическое и коммунистическое общество. Все остальные общества являются неразвитыми и неотличительными.
Очень тяжело изменить отличительное, развитое общество изнутри на другое развитое общество. Как, например, капиталистическое общество на коммунистическое или сделать из него неотличительное общество. Хотя это возможно и не является из области фантастики.
Изменение общества может произойти снаружи, силовым методом, не смотря на то, развитое оно или нет. Однако, изменение неразвитого общество изнутри происходит естественным образом с помощью идейной основы. Так как реальность неотличительного общества - это нестабильность и недовольство по причине упадка и отсутствия возможности индивидов правильного удовлетворения, что толкает индивидов этого общества к содействию и ускорению изменения.
из книги "Исламские понятия"