Исламское просвещениеИсламская религия отличается от других религий тем, что владеет решениями всех жизненных дел. Мы видим, что другие религии обратились к некоторым заповедям, как запрет прелюбодеяния, воровства и посягательства на других людей, обмана и др. Тем не менее, они не владеют технологией решения этих проблем, в отличие от исламской религии, которая не только запрещает прелюбодеяние и воровство, но также и декларирует слова Всевышнего Аллаха:

 

الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِئَةَ جَلْدَةٍ

«Прелюбодейку и прелюбодея, каждого из них высеките сто раз» (24:2).


وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُواْ أَيْدِيَهُمَا جَزَاء بِمَا كَسَبَا نَكَالاً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили» (5:38).


Вдобавок к этому она воспитала человека таким воспитанием, которое удерживает его от запретного. Все потому, что Аллах не сотворил человека понапрасну. Ведь Он сотворил человека с инстинктами и органическими потребностями и идеально упорядочил их в Коране и Сунне. Поэтому не полагается человеку устанавливать для регулирования своих дел систему не из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (с.а.с.).


Нам следует воспринимать Ислам в целом, а не просто как намаз, пост и другие индивидуальные предписания. Мы не должны обращать внимание при чтении жизнеописания Пророка (с.а.с.) только на то, что он был идеальным отцом или идеальным мужем, забывая о том, что мы обязаны утвердить намаз, т.е. методику воплощения его в жизнь через наказание уклонившегося от него. Или забывая о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) лично совершил двадцать девять военных походов. Напротив, мы всегда должны помнить слова Всевышнего Аллаха (с.а.с.):


فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيماً

«Но нет, клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (04:65).


Также слова Посланника Аллаха (с.а.с.): «Имам – это щит, за которым сражаются и защищаются». Также единодушие сподвижников относительно отложения погребения Посланника Аллаха (с.а.с.) на две ночи до принесения присяги Абу Бакру на пост халифа, когда они знали то, что погребение покойника является обязательным. Также помнить то, что Омару, Осману и Али была принесена присяга. Не зря Ибн Аббас сказал: «Ислам – это не заучивание его букв, это претворение его норм (худуд)».


Когда мы целиком и полностью осознаем, что должны установить эту религию путем построения государства претворяющего, сохраняющего и распространяющего её по всему миру, что лишь Исламом мусульманам быть славными, что только он способен решить все проблемы исламской общины. Тогда мы поймем объем работы, которую мы выполняем, и степень ответственности, лежащей на нас. Тогда каждый из нас будет выделяться среди тысячи людей. Ты заметишь, что он ведет идеологическую жизнь, думает об этой идеологии и неутомимо стремится к воплощению её в жизнь. Ты заметишь, что он радуется, когда люди печалятся, и печалится, когда они радуются. Поэтому отказ от этой обязанности (фарда), от которой зависит существование Ислама во всех сферах жизни, является тяжким преступлением.


Поэтому, когда Ислам говорит о том, что намаз предписан нам в порядке обязанности (фарда), которую должны исполнять, он также предоставляет нам методику его исполнения. Когда он говорит о том, что деятельность по установлению религии является обязательной (фардом), он предоставляет метод осуществления этой деятельности. Всевышний Аллах говорит:


لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).


Пророческий метод включает в себя совокупность действий, высказываний и молчаливых одобрений Посланника Аллаха (с.а.с.), каждое из которых является шариатским положением, которым мы должны руководствоваться в настоящей жизни. Теперь бросим взгляд на нашу реальность в сопоставлении с реальностью Посланника Аллаха (с.а.с.) в Мекке с точки зрения реальности общества, в котором он жил, и ад-Дар (т.е. государства), в котором он пребывал. Мы замечаем, что нынешнее общество не является исламским обществом. В нем над мусульманами доминируют неисламские идеи и чувства, и претворяется неисламская система правления. Следовательно, с нас требуется изменить его так же, как в свое время изменил неисламское общество Посланник Аллаха (с.а.с.). Также и ад-Дар (т.е. государство) является неисламским, другими словами дар-уль-куфр, которое согласно определению исламских правоведов (факихов) означает территорию, где претворяются законы куфра, даже если большинство населения являются мусульманами. А дар-уль-Ислам – это территория, где претворяются законы Ислама, даже если большинство населения являются немусульманами. И нам необходимо изменить дар-уль-куфр так же, как в свое время Посланник Аллаха (с.а.с.) изменил дар-уль-куфр и установил дар-уль-Ислам в Медине. Действия, совершенные Посланником Аллаха (с.а.с.) вместе с первыми мусульманами, выступают теми же действиями, которые мы должны совершать сегодня, подражая пророческим деяниям, чтобы изменить нынешний дар-уль-куфр в дар-уль-Ислам и преобразовать сегодняшнее общество в исламское общество.


Теперь рассмотрим те действия, которые Посланник Аллаха (с.а.с.) совершил в Мекке, чтобы понять то, что требуется предпринять в нашей работе по изменению сегодняшнего положения. Внимательно изучающий путь Посланника Аллаха (с.а.с.) заметит то, что он делится на три основных этапа.


В начале Посланник Аллаха (с.а.с.) обращался с призывом к каждому, в ком видел благо. Он призвал Хатиджу – она уверовала в него, затем Али, своего слугу и Абу Бакра. Он встречался с людьми и призывал их к Исламу, стремясь установить религию. И каждого, кто отзывался на призыв, он обучал исламскому просвещению и приобщал к сплочению сподвижников. Помимо этого он образовал специальное место для призыва – дом аль-Аркъама ибн Абу Аркъама. Сподвижники собирались там вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.), который зачитывал и пояснял им Священный Коран, а также просвещал их его значениями и воспитывал в них покорность и соблюдение. Здесь исламскими стали их склад ума и склад психики. Так созрели они в исламском просвещении, и Посланник Аллаха (с.а.с.) успокоился в отношении этого сплочения. Поскольку оно стало сильным, его индивидуумы так созрели в исламском просвещении, что готовы были вступить в столкновение с обществом и изменить его. Именно это мы должны делать, подражая ему, путем принятия концентрированного просвещения, вбирающего в себя все то, в чем нуждается сплочение в своей деятельности по установлению исламского общества и преобразованию территорий дар-уль-куфр в территории исламского правления (дар-уль-Ислам), а также воспитанию молодежи в свете исламского просвещения.


Этим образованием Посланник Аллаха (с.а.с.) смог перейти во второй этап – этап взаимодействия с народом. Здесь начались политическое противоборство и политическая борьба. Тогда и был ниспослан аят:


فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ

«Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15:94).


И принялся Посланник Аллаха (с.а.с.) бороться с мекканским обществом разнообразными путями. Он выступил против столпов неверия. Всевышний Аллах сказал:


تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ

«Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул» (111:1).


Он выступил против Абу Лахаба, как против одного из вождей, т.е. столпов неверия, а не как против обычного человека. Всевышний Аллах сказал:


كَلَّا لَئِن لَّمْ يَنتَهِ لَنَسْفَعاً بِالنَّاصِيَةِ

«Но нет, если он не перестанет, то Мы схватим его за хохол» (96:15).


Этот аят был ниспослан в отношении Абу Джахля.


Подошел Умайя ибн Халяф к Посланнику Аллаха (с.а.с.) с истлевшим прахом и сказал: «Ты утверждаешь, о Мухаммад, что твой Господь оживит это после разложения?» – «Да, Он оживит тебя после того, как ты истлеешь, а затем ввергнет в огонь» – отвечал Пророк (с.а.с.). Он выступил против существующих тогда неправильных доктрин. Всевышний Аллах сказал:

 

«Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?» (21:67)


Он призывал их к благоразумию и правильному мышлению и устрашал их наказанием. Всевышний Аллах говорит:


وَزَكَرِيَّا إِذْ نَادَى رَبَّهُ رَبِّ لَا تَذَرْنِي فَرْداً وَأَنتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ

«Вы и то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете»(21:98).


Он выступил против невежественных обычаев. Всевышний Аллах говорит:


وَإِذَا الْمَوْؤُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ

«Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили»(81:8-9).


Он осудил порочный уклад их жизни, как, например, позволение ростовщичества. Всевышний Аллах говорит:


وَمَا آتَيْتُم مِّن رِّباً لِّيَرْبُوَ فِي أَمْوَالِ النَّاسِ فَلَا يَرْبُو عِندَ اللَّهِ وَمَا آتَيْتُم مِّن زَكَاةٍ تُرِيدُونَ وَجْهَ اللَّهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُضْعِفُونَ

«То, что вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножится у Аллаха» (30:39).


В этих аятах прослеживается сила вызова между Посланником Аллаха (с.а.с.) и курайшитами, а также то, как он боролся со всеми классами общества, как с правителями, так и с подданными. Особенно этот вызов замечается в случае, когда Утба ибн Рабиа пришел к нему с целью обсуждения и обратился к нему со словами: «О сын моего брата. Ты происходишь из знатного рода, и твой род дает тебе почетное положение в Мекке. Но ты принес своему народу опасную идею. То, что ты проповедуешь, разделяет их единство. Ты говоришь им, что они живут ради глупых и пустых целей, ты унижаешь их верования и их богов, ты называешь их отцов язычниками. Так послушай же теперь то, что я предлагаю тебе, и прими то, что выгодно тебе. Если тебе нужно богатство, мы соберем все наше богатство и отдадим его тебе, и ты станешь самым богатым человеком в Мекке. Если ты хочешь власти и почестей, мы сделаем тебя нашим вождем и никогда не ослушаемся твоей воли. Если ты хочешь быть нашим царем, мы сделаем тебя царем, но только откажись от своих слов, перестань хулить наших богов...». В ответ на это Посланник Аллаха (с.а.с.) прочитал ему сорок седьмую суру «Фуссилят».


Курайшиты использовали ряд средств, чтобы противостоять этому призыву. Это были преследования, гонения, насилие, издевательство, измышление, дискредитация, сплетни, блокада и антипропаганда внутри и за пределами Мекки. Множество страданий перенесло сплочение первых мусульман в результате этих способов борьбы. Однако это лишь укрепило их стойкость и настойчивость. Некоторые из них переселились в Эфиопию, чтобы обезопасить свою веру и приверженность. Некоторые погибали под пытками, а арабские племена со стороны наблюдали за происходящим, боясь разгневать курайшитов. Такова природа человека, он предпочитает быть на стороне сильного (или того, кто выглядит сильным). Воспротивилось мекканское общество призыву Посланника Аллаха (с.а.с.). Со смертью Абу Талиба – дяди Пророка (с.а.с.) ослабла защита Посланника Аллаха (с.а.с.). Возникла необходимость в силе, которая довершит миссию Посланника Аллаха (с.а.с.) посредством претворения, защиты и распространения Ислама во всем мире. Именно это мы должны делать путем вступления в идеологическую борьбу и политическое противоборство, а также использования публичного воззвания и принятия интересов народа (Уммы), наряду с разоблачением устраиваемых колониальных планов против него. И это делать до тех пор, пока не достигнем того, что достиг Посланник Аллаха (с.а.с.). Это принятие народом этой идеи путем образования общественного мнения, вытекающего из общего осмысления исламской идеи и цели, а также и их носителей.


Затем Всевышний Аллах велел своему Посланнику (с.а.с.) представлять себя арабским племенам с целью получения их помощи и защиты. Он отправился в селение Таиф в поисках помощи и защиты от своего народа. Но они злостно ответили ему. Затем обратился к племени Бану Амир ибн Саса. Но они поставили ему условие, чтобы власть принадлежала им после него. В ответ им Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Это дело принадлежит Аллаху, который утверждает его там, где пожелает». Так он целенаправленно обращался к племенам в их селениях, на выставочных ярмарках Акказ и в сезон паломничества в Мекку, пока не встретил делегацию из Медины, которая отозвалась на его призыв и уверовала в него. Ислам утвердился их усилиями. Другими словами, они удовлетворили пророческое желание найти помощь в двух направлениях. Первое – поиск защиты, а второе – приход к власти.


Так Посланник Аллаха (с.а.с.) поступал до установления исламского государства. И это было третьим периодом, предусматривающим освобождение людей от поклонения людям для поклонения Господу миров. Обращая свой взор на мир, он желал, чтобы все народы мира блаженствовали под законодательством Ислама, т.е. сделать так, чтобы все люди покорились и поклонились Всевышнему Аллаху, который в своем писании говорит:


وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلّهِ فَإِنِ انتَهَواْ فَلاَ عُدْوَانَ إِلاَّ عَلَى الظَّالِمِينَ

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (2:193).


Поэтому нет ничего удивительного в том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) в самых критических ситуациях обещал следопыту по имени Сурака браслет древнеперсидского царя (Хосроя). И нет ничего странного в его словах: «Аллах представил землю перед моим взором, я увидел все горизонты востока и запада её. Поистине, владения моей общины охватят всё, что представилось моему взору». Да, Пророк (с.а.с.) установил такое исламское государство, которое стало государством, основанным на исламской акыде (доктрине), в которую уверовало общество. И смогло это государство претворить эту доктрину в жизнь, защитить и распространить её.


Как мы нуждаемся сегодня в этом государстве. Как наши сердца соскучились по нему. Как мы просим в своих молитвах Всевышнего Аллаха вернуть нам его. Да, наши сердца соскучились, однако соскучились ли наши души? Мы воочию прочли шариатское обращение и сердцем прониклись в него, но поступили ли мы в соответствии с ним и сделали ли мы шаг в его сторону? Ведь обращение не является утопией и требуемое в нем не сверхвозможное. Аллах, Свят Он и Велик, говорит:


وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْناً يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئاً وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24::55).


Посланник Аллаха (с.а.с.) осведомил нас о благой вести: «…Затем будет Халифат по методу пророчества». Так чего мы ждем?! Дал ли отсрочку Посланник Аллаха (с.а.с.) курайшитским язычникам в тот день, когда они нарушили договор с ним, или пришел к ним с великим покорением Мекки? Дожидались ли первые мусульмане часа, после того, как услышали хадис Посланника Аллаха (с.а.с.): «Вы неизбежно завоюете Константинополь. Лучший амир – это тот амир, и лучшее войско – это то войско!?» Или каждый из них старался удостоиться этого звания, и в результате имели место десятки попыток завоевания Константинополя? Ждал ли чего-нибудь халиф Мутасим Билляхи, когда услышал зов мусульманки, или мобилизовал войска, чтобы спасти её и защитить честь мусульман?


Чего ты дожидаешься?! Разве ты не очевидец порочности сегодняшнего общества? Есть ли более порочное общество, чем нынешнее? Чего мы дожидаемся? Неужели ты ждешь ещё больше посягательств на нашу честь, достоинство и права? Или ещё больше арестов и заключенных в тюрьмах? Или ещё больше нападок на Ислам? Разве тебе недостаточно то, что неверующие глумятся над Пророком (с.а.с.)? Разве не были унижены твои чувства, когда неверующие осквернили Священный Коран? Или ты ждешь большего предательства от правителей? Скажи, чего ты ждешь? Разве это не побуждает тебя к переменам!? Если да, то знай, что это обязанность нашего Господа, а это и есть путь Посланника Аллаха (с.а.с.) перед тобой. Исламская община (Умма) и мир, в целом, ждут тебя.


Читаемое