mujahid«Рай тоскует по трем: Али, Аммару и Билялу»


Первый муэдзин Ислама, беспокоящий идолов, темнокожий, худощавый, среднего роста, с густыми волосами Билял Ибн Рабах аль-Хабаший (Абу Абдуллах). Он никогда не слушал похвалу и комплименты в свой адрес. Он опускал свою голову и смотрел в сторону, говоря про себя: «Я обычный эфиоп, который вчера еще был рабом».

 


Однажды он и его брат отправились сватать двух сестер. Билял сказал их отцу: «Я – Билял,а это мой брат. Мы рабы из Эфиопии. Были заблудшими, и Аллах наставил нас на истинный путь. Были рабами, и Аллах освободил нас из рабства. Если выдашь своих дочерей замуж за нас, то альхамдулиллях (хвала Аллаху), а если откажешь нам, то Аллаху Акбар (Аллах Превелик)».


История его принятия Ислама


Билял – раб эфиопского происхождения, сын темнокожей женщины. Работал у людей племени Джумах в Мекке, т.к. его мать была одной из их наложниц и рабынь. Весть о Мухаммаде (с.а.с.) дошла до него тогда, когда жители Мекки стали обсуждать известия о миссии Мухаммада. Он прислушивался к разговорам своих господ и их гостей. В день принятия им Ислама, Посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр (р.а.) находились в пещере, Билял тихо прошел мимо них, пася скот Абдуллаха Ибн Джад’ана. Посланник Аллаха (с.а.с.) выглянул из пещеры и крикнул: «Эй, пастух. Есть ли у тебя молоко?». Билял ответил: «У меня только одна коза, молоком которой я питаюсь. Если хотите я вас угощу её сегодняшним молоком». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пригони её сюда». Билял (р.а.) пригнал её, и Посланник Аллаха (с.а.с.) взял свою чашу, поймал козу, подоил молоко в чашу и выпил, утолив свою жажду. Затем вновь надоил полную чашу молока и напоил Абу Бакра (р.а.), Затем вновь надоил полную чашу и сытно напоил Биляла (р.а.). Затем отпустил её в стадо, и она вернулась такой же, как была. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к нему со словами: «О, юноша, не желаешь ли ты принять религию покорности – Ислам? Ибо я, воистину, Посланник Аллаха». Билял (р.а.) принял Ислам, и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Скрывай то, что ты принял Ислам». Он сделал, как сказал ему Посланник Аллаха (с.а.с.), и отправился дальше пасти свой скот. По возращению домой, он заметил, что молоко у коз прибавилось, как никогда. Хозяева сказали ему: «Ты сегодня пас их на хорошем пастбище. Тебе следует чаще пасти их там». Он три дня вел их туда и поил Посланника Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакра, обучаясь у них Исламу, пока не настал четвертый день. В этот день Абу Джахль навестил семью Абдуллаха Ибн Джад’ана и сказал им: «Я заметил, что ваши скотины поправились и стали давать больше молока». «Да – ответили они – вот уже третий день мы выдаиваем столько молока. И мы не знаем, что произошло с ними». Абу Джахль сказал: «Ваш раб, клянусь господом Ка’абы, знает местечко, принадлежащее Ибн Абу Кабшу. Поэтому запретите ему пасти там стадо». И тогда они запретили ему пасти там скот.


Придание огласке его дела


В один из дней Билял вошел в Ка’абу, а курейшиты находились снаружи её. Он обернулся и не увидел никого. Потом приблизился к идолам и оплевал их, говоря: «В убытке и заблуждении тот, кто поклоняется вам». Курейшиты увидели это и потребовали поймать виновника. Однако он убежал в дом своего хозяина Абдуллаха Ибн Джад’ана и скрылся в нем. Они пришли по следам к этому дому и позвали соседа Абдуллаха Ибн Джад’ана, а когда он вышел к ним, они заявили ему: «Это твоих рук дело?». Он ответил: «Разве такому, как мне, можно говорить подобное? Да я готов принести в жертву сотни верблюдов ради Ал-Лата и аль-Уззы». Тогда они сказали: «Твой чернокожий совершил это».


Он приказал принести его к нему. Они принялись искать его, а когда нашли, привели его к нему. Он не узнал его, и велел привести управляющего его имуществом и скотом. Затем он спросил этого управляющего: «Кто это? Разве я не приказывал избавиться ото всех детей этой рабыни и не оставлять ни одно из них?». Тот ответил: «Он пас твой скот. Никто, кроме него, не справлялся с этим делом». Хозяин повернулся к Абу Джахлю и Умайи Ибн Халяфу и сказал: «Теперь ваше дело. Он ваш, делайте с ним все, что хотите». Шайтаны тут же навалились на грудь Умайи Ибн Халяфа, который расценил принятие Ислама со стороны одного из их рабов пощечиной по их лицу, т.е. как знак унижения и позора. Тогда Умайя Ибн Халяф сказал про себя: «Солнце не сядет сегодня, пока мы не уничтожим обращение этого раба-беглеца в Ислам».


Пытки


Пытки над ним начались с того, что они вытаскивали его в обеденное время, когда пустыня превращалась в роковую геенну, и бросали его обнаженного на палящий песок. Затем приносили горячий как уголь тяжеленный камень, которого с места могли сдвинуть не менее семи человек, и клали этот камень на него. Палачи Биляла кричали ему: «Вспомни ал-Лата и аль-Уззу». Но в ответ они слышали от него слова: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». А когда наступали сумерки, они подымали его и на его шею завязывали веревку, приказывая своим детям протащить его вокруг мекканских гор и по улицам города. Из уст Биляля исходило только: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». Аммар Ибн Ясир рассказал: «Каждый высказывал ему все, что хотел». Даже обычные такие же слабые и угнетаемые люди говорили ему то, что хотели многобожники. Как-то Варакъа Ибн Нуфаль, проходя возле него в тот час, когда его мучили, застал его говорящим: «Ахад, Ахад», сказал ему: «О, Билял! Един Он, Един. Клянусь Аллахом, если ты погибнешь мученической смертью, твоя могила станет предметом сострадания».


Освобождение


Правдивейший Абу Бакр пошел к ним и застал их, когда они мучили его. Он крикнул на них: «Неужели вы будете убивать человека только за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах?». Затем крикнул Умейю: «Возьми столько, сколько ты хочешь за него, и освободи его». Они продали его Абу Бакру, который сразу освободил его. Так Билял стал свободным человеком.


Переселение (Хиджра)


После переселения Посланника Аллаха (с.а.с.) и мусульман в Медину, Посланник Аллаха (с.а.с.) побратал Биляла с Абу Убейдой Ибн аль-Джаррахом, а также утвердил призыв к намазу – азан, и избрал Биляла в качестве первого муэдзина Ислама.


Сражение при Бадре


Разгорелось настоящее побоище между мусульманами и курейшитским войском. Билял бросался и носился туда-сюда в первом сражении Ислама – в сражении при Бадре. Это было сражение, которое повел Посланник Аллаха (с.а.с.) под лозунгом: «Ахад-Ахад». И когда битва близилась к концу, Умейя Ибн Халяф заметил Абдуррахмана Ибн Ауфа, сподвижника Посланника Аллаха (с.а.с.), спрятался за ним и попросил его взять к себе в плен, надеясь остаться в живых. Билял заметил его и закричал: «Глава неверия – Умейя Ибн Халяф! Я не избавлюсь, если он спасется». Билял замахнулся мечом над головой, отяготевшей от самообложения высокомерием, как вдруг Абдурахман Ибн Ауф вскрикнул: «Эй, Билял. Это – мой пленник». Заметив, что ему не удастся одному прорвать защиту своего брата по религии, Билял вновь крикнул во весь голос в сторону мусульман: «О, помощники Аллаха! Глава неверия – Умейя Ибн Халяф! Мне не избавиться, если он останется в живых!». Тут грянул отряд мусульман, который взял в кольцо Умейю и его сына. Абдурахман Ибн Ауф оказался не в силах что-либо предпринять. Билял задумчиво смотрел на падающее под саблями мусульман тело Умейи, затем быстро побежал, восклицая слова: «Ахад, Ахад».


День покорения Мекки


Билял жил вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.), сопровождая его во всех событиях и приближаясь к пророческому сердцу, которое сказало ему: «Что он из обитателей Джанната (Рая)». Пришел день завоевания Мекки и Посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с Билялом вошли в Каабу. Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал ему провозгласить азан. Так Билял первым провозгласил азан на самом благословенном месте на земле, в лучшее время и по торжественному случаю.


Превосходство


Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Я вошел в Рай и услышал шаги возле себя. Я спросил: «О, Джебраиль, чьи это шаги?». Он ответил: «Это Билял идет перед тобой». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил Биляла о самом желаемом деле, которое он совершил после обращения в Ислам. Он ответил ему: «Я не чувствовал чистоту, пока не совершил предписанный мне намаз, будучи в омовении». От Абу Раби’а от Хасана от Анаса передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Рай тоскует по трем: Али, Аммару и Билялу».


Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Каждый Пророк до меня получал по семь благородных помогающих друзей. Мне же были дарованы четырнадцать любимых друзей: Хамза, Джа’фар, Али, Хасан, Хусейн, Абу Бакр, Омар, Микъдад, Хузейфа, Сальман, Аммар, Билял, Ибн Мас’уд и Абу Зарр» (Тирмизи).


Однажды Билял зашел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и застал его за обедом. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Идем обедать, Белял». Билял ответил ему: «Я держу пост сегодня, о, Посланник Аллаха (с.а.с.)». Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мы кушаем свой удел (ризкъ), а благодать удела Биляла в Раю. Чувствуешь ли ты, Билял, то, что кости постящегося воздают хвалу своему обладателю, а ангелы молятся о прощении постящегося, когда перед ним едят».
Как-то до Биляла (р.а.) дошла весть, что некоторые люди превозносят его над Абу Бакром. Узнав об этом Билял (р.а.) воскликнул: «Как вы можете превозносить меня над ним? Ведь я лишь одно из его благ!».


Женитьба


Представители племени Бану аль-Бакир пришли к Посланнику Аллаха (с.а.с.) с просьбой выдать замуж такую-то их сестру. Он ответил: «Каково ваше отношение к Билялу?». Затем они пришли во второй раз с этой же просьбой. Посланник Аллах (с.а.с.) вновь ответил им: «Каково ваше отношение к Билялу?» Затем они пришли к нему в третий раз и сказали: «Выдай нашу такую-то сестру замуж». Он ответил им: «Каково ваше отношение к Билялу? Каково ваше отношение к обитателю Рая? Так выдайте ее замуж за него».


Пророк (с.а.с.) пришел в дом Биляла и встретил его жену. Он спросил: «Там Билял?». Она ответила: «Нет». Он продолжил: «Наверное, ты злишься на Биляла». Она ответила: «Он постоянно приходит и говорит: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.) или Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Все, что говорит тебе Билял обо мне – это истина. Билял не лжет. Ты не гневи его. Знай, никакое деяние не будет принято от тебя, если ты рассердишь Биляла».


В рядах мурабитов (воинов на рубеже)


После смерти Посланника Аллаха (с.а.с.) делами мусульман стал управлять Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.). Билял (р.а.) отправился к халифу, и при встрече с ним сказал: «О, приемник (халиф) Посланника Аллаха (с.а.с.)! Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Наилучшее деяние верующего – это джихад на пути Аллаха». Абу Бакр (р.а.) спросил его: «Что ты хочешь, Билял?». Он ответил «Хочу сражаться в пограничной территории на пути Аллаха, пока не умру». Абу Бакр (р.а.) продолжил: «А кто азан будет звать?». С глаз Биляла (р.а.) покатились слезы. «Я не зову азан никому после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.)» - продолжил Билял (р.а.). «Неправильно – сказал Абу Бакр - Оставайся с нами и зови для нас азан, о, Билял». Не сдержав себя, Билял сказал: «Если ты освободил меня, чтобы я принадлежал тебе, то пусть тебе воздастся то, что ты желал. А если ты освободил меня ради Аллаха, то оставь меня и то, с чем ты меня освободил». Абу Бакр ответил: «Я освободил тебя ради Аллаха,о, Билял». По некоторым версиям он отправился в Шам, где был муджахидом и мурабитом (в рядах воинов на рубеже). Однако по другим версиям, сообщается, что он принял просьбу Абу Бакра и остался в Медине, а после его смерти и принятия Омаром полномочий Халифата, он отпросился у Омара и отправился в Шам.


Видение


Как-то Билял увидел во сне Пророка (с.а.с.), говорящего ему: «Что эта за отчужденность, Билял? Разве не пришло тебе время посетить нас?». Он проснулся печальным, оседлал коня и отправился в Медину. По приезду в Медину Билял пошел к могиле Пророка (с.а.с.) и стал плакать, навалившись на нее. К нему подошли Хасан и Хусейн, он обнял их и начал целовать. Они сказали ему: «Мы хотим, чтобы ты прочитал азан на рассвете». На утренний намаз Билял (р.а.) поднялся на крышу мечети, и когда прочитал во весь голос: «Аллаху Акбар – Аллаху Акбар», вся Медина вздрогнула. Когда он прочитал: «Ашхаду алля иляха илля Аллах», дрожь еще больше усилилась. Когда он прочитал: «Ашхаду анна Мухаммад-ар-Расулюллах», женщины вышли из своих комнат. Еще никогда не было такого дня, чтобы столько мужчин и женщин плакали.


Последний азан


Последним азаном Биляла считается тот азан, который он прочитал в день смерти Посланника Аллаха (с.а.с.), а также тот, который был прочитан, когда предводитель правоверных Омар посетил Шам. Мусульмане попросили его убедить Биляла прочитать им хотя бы один азан на намаз. И когда пришло время намаза, предводитель правоверных позвал Биляла и попросил его призвать людей на намаз (прочитать азан). Билял поднялся и прочитал азан. Мусульмане, жившие с Посланником Аллаха (с.а.с.), начали плакать, как никогда. Больше всех плакал Омар (р.а.).


Смерть


Билял (р.а.) умер мурабитом на пути Аллаха, защищая приграничные территории Ислама, как и хотел. Его тело было похоронено в Дамаске в двадцатом году по хиджре.


Читаемое