– ад-Дийнавари вывел от аш-Шаъби, который сказал: «Когда Умар стал халифом, он поднялся на минбар и сказал: «Пусть Аллах не увидит того, чтобы я считал себя достойным сидеть на том месте, где сидел Абу Бакр», и опустился на ступень ниже.
Он воздал хвалу Аллаху и затем сказал: «Читайте Коран и познаете его, руководствуйтесь им и будете достойными его. Отчитывайте самих себя, прежде чем станут отчитывать вас. Готовьтесь ко Дню Великого Суда, Дню, когда вы предстанете пред Аллахом, и не останется скрытым ни одно из ваших деянии. Нет подчинения правителю в грехах. Я отношусь к имуществу Аллаха как имуществу сироты. Если я буду богатым, буду воздерживаться, а если стану бедным, буду есть дозволенное шариатом». Этот же текст передан Ахмадом (р.а.).
– Передается от Мусы Ибн Укбы (р.а.), который сказал: «Это хутба Умар Ибн аль-Хаттаба в день аль-Джабия: «Далее я советую вам страшится Аллаха, который вечен, а все остальное тленно. С подчинением Аллаху возвышаются Его друзья и с непокорностью Ему заблуждаются Его враги. Нет погибшему оправдания в заблуждении, которое он счел прямым путем, и нет ему оправдания в оставлении истины, которую он счел заблуждением. Самое правильное, о чем договаривается правитель со своим народом – это его договор с ними в исполнении возложенного предписаниями религии, к которой направил их Аллах. Мы обязаны приказывать вам то, что приказал вам Аллах и запрещать вам то, что Он запретил, а также исполнять среди всех вас законы Аллаха и различать в отношении истины между правителями и простыми людьми. Я знаю людей, которые мечтают в своей религии и говорят: «Мы совершаем молитву с молящимися, совершаем джихад с моджахедами и совершаем хиджру». Эти люди не делают все это так, как надо. Вера не приобретается красивыми словами. Человек говорит: «Я совершил хиджру», но на самом деле он не совершил ее. Мухаджиры – это те, кто оставили грехи. Есть люди, которые говорят: «Мы совершали джихад», но джихад на пути Аллаха – это борьба с врагом и отдаление от запретного. Есть люди, которые превосходно сражаются и не желают в этом ни наград, ни памяти. Гибель на джихаде – это как любая другая смерть, и каждый получит то, за что сражался. Один человек смело сражается и спасает тех, кого знает и кого не знает. А другой, проявляет малодушие и в итоге сдает своего отца и свою мать».
– аль-Байхаки вывел от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В своей хутбе Умар Ибн аль-Хаттаб говорил: «Спасся из вас тот, кто смог уберечься от своих страстей, гнева и жадности, и был правдив в своих словах. Это ведет его к добру. Кто лжет, впадает в грехи, а кто впадает в грехи, тот погибает. Остерегайтесь грехов. Зачем совершать грехи тому, кто создан из земли и опять вернется в нее? Сегодня вы живы, а завтра вы уже будете мертвы. Не оставляйте дела сегодняшние на завтра, берегитесь мольбы угнетенного и считайте себя словно уже умершими»