Зайд ибн Мухаммад
Это Зайд ибн Харис. Его история является оригинальной и имеет тесную связь с жизнью Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, а также и с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Будучи ребенком, он попал в руки грабителей и разбойников, которые напали на караван, где находился Зайд со своей матерью.
Она отправилась в путь с намерением посетить своих родителей и близких. Разбойники отняли ребенка (Зайда) у матери и продали его на мекканском рынке. К счастью его купила Хаджиджа, да будет доволен ею Аллах, и поселила в своем доме. И когда Посланник Аллаха, мир ему, женился на ней, она подарила его ему. Тем временем, родители Зайда искали и расспрашивали о своем ребенке повсюду, где можно было искать. Через некоторое время они узнали, что их сын у Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Абдульмутталиба в Мекке. Они пришли к нему, чтобы выкупить и вернуть его. Войдя в дом, они представились и сказали о цели своего визита, выразив признательность и хвалу за добропорядочность, чистоплотность и хорошую гостеприимность Пророка, мир ему. Посланник Аллаха, мир ему, вывел ребенка и спросил: «Знакомы ли тебе они?» Он сказал: «Да, это мой отец, а это мой дядя».
Затем Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Желаете ли вы лучшего, чем то, что вы просите?» Они ответили: «А что это?»
Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Я даю ему выбор. Пусть он сам выберет между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без всяких денег. Если же он выберет меня, то я свидетельствую, что буду ему в качестве отца ребенка, он будет моим наследником, а я его (наследник)». Братья сказали: «Ты поступаешь справедливо». И когда Зайд сделал свой выбор, он сказал: «Я не из тех, кто может предпочитать кого-либо тебе». Родители ребенка вышли из дома Мухаммада, мир ему, спокойными и удовлетворенными в верном его выборе и его хорошем окружении. Это произошло до пророческой миссии, и Посланник Аллаха, мир ему, засвидетельствовал об этом перед жителями Мекки. Он провозгласил об этом къурайшитской знати, чтобы все знали об этом.
С того времени Зайда ибн Хариса начали звать Зайдом ибн Мухаммадом. Обычай усыновления считался древней традицией во времена джахилии (невежества). И это продолжалось до ниспослания слов Всевышнего Аллаха:
«Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими» (33:5).
Так Зайд вернулся к своему первоначальному родословию, но продолжил служить Посланнику Аллаха, мир ему, являясь искренним, верным, надежным, покорным, богобоязненным и верующим рабом Аллаха.
Отцовское родословие - главнее и наиболее эффективнее, оно также гарантирует безопасность родословия и генеалогии в человеческом обществе во избежание заблуждения и утраты их в лабиринтах людских взаимоотношений.
Зайнаб – курайшитская девушка
Отец её Джахш ибн Риаб аль-Махзуми, мать – Умайма дочь Абдульмутталиба аль-Хашими, тетя Посланника Аллаха, мир ему. Зайнаб считалась украшением къурайшитских девушек Мекки. Она славилась своим древним происхождением и благородным воспитанием. Эта слава окутывала её с обеих сторон и возносила до вершин красноречия, благочестия, высокой нравственности и морали.
Она обратилась в Ислам, уверовала в его столпы и присягнула Посланнику Аллаха, мир ему, будучи целомудренной девушкой. Она отказала многим женихам, которые предлагали ей руку и сердце. Ибо она не находила того, за кого она хотела выйти замуж по равенству.
Её замужество за Зайдом
После переселения мусульман из Мекки в Медину Пророк, мир ему, принялся строить мединское общество на новых основах, сменяя все джахилийские (невежественные) обряды и ложные ценности. Он хотел построить общество на прочной основе человеческого братства во имя Аллаха, чтобы только человечность, индивидуальность и богобоязненное отношение с Аллахом стали требуемыми данными человека, а вовсе не его имущество, социальное положение, власть. Так, братство во имя Аллаха начало свой путь, продвигаясь к своей заветной цели.
Зайнаб сватали несколько человек, и в связи с этим ей хотелось посоветоваться с Посланником Аллаха, мир ему. Она послала сестру, чтобы спросить о них. Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «А почему бы ей не выбрать того, кто обучал бы её Книге Аллаха и Сунне Его Посланника?»
Она сказала: «Кто же он, о Посланник Аллаха?»
Он сказал: «Зайд ибн Харис».
Сестра Зайнаб рассердилась и сказала: «О Посланник Аллаха! Неужели ты согласен выдать дочь своей тети за своего слугу?» Узнав об этом, Зайнаб обозлилась сильнее, чем сестра, и еще больше возмутилась, чем она. К тому же её брат Абдуллах негативно отнесся к замужеству его благородной и знатной сестры за какого-то слугу. Несмотря на то, что Пророк, мир ему, открыто рассказал о происхождении и родословии Зайда, назвав его отца и мать и о его степени и вкладе в Исламе, тем не менее, Зайнаб сказала: «Я не выйду замуж за него никогда». Именно тогда были ниспосланы слова Всевышнего Аллаха в отношении Зайнаб и её близких:
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение»(33:36).
Зайнаб покорилась воле Всевышнего и Его Посланника, мир ему, и согласилась выйти замуж за раба, будучи знатной из рода аль-Мутталиба. Она была верующей и благочестивой женщиной. Поэтому осознавала, что верующие должны быть покорным решению Аллаха, независимо от того подходит ли оно их капризам или нет.
Итак, вопреки всем классовым предрассудкам был заключен брак между свободной женщиной и бывшим рабом. Зайд женился на Зайнаб. И Ислам, благодаря их бракосочетанию, доказал то, что люди равны между собой, как зубья одной гребенки. Все мы от одной женщины и одного мужчины. Все люди равны и отличаются друг от друга у Аллаха лишь степенью богобоязненности. Красота, ум, положение, богатство, цвет кожи, национальность, происхождение или связи не имеют значения. И нет преимущества араба над неарабом и наоборот.
Супружеская жизнь
Зайд был курносым и красивым юношей. Он не смог разжечь в сердце Зайнаб чувства симпатии и любви к нему. Она с самого начала не желала этого брака и согласилась лишь после ниспослания вышеупомянутых слов Всевышнего Аллаха. Поэтому счастье миновало их семейный очаг. Зайд почувствовал неприятие со стороны своей жены, и его достоинство и честь не позволили ему жить так дальше. Ведь он воспитанник Пророка, мир ему, и живёт с женщиной, которая не желает его. Он отправился к Посланнику Аллаха, мир ему, чтобы пожаловаться на неё и рассказать ему о своих намерениях развестись с ней. И Посланник Аллаха, мир ему, сказал ему: «О Зайд! Что с тобой? Неужели ты в чем-то не доверяешь ей?»
Зайд сказал: «Нет, клянусь Аллахом. О Посланник Аллаха! Она ни в чем не вызывала во мне сомнение (недоверие). И я не видел от неё ничего, кроме добра. Однако она ставит себя выше меня из-за своей знатности. В ней живет некое высокомерие. И она досаждает (оскорбляет) меня своим языком».
Посланник Аллаха, мир ему, продолжил: «О Зайд! Это Зайнаб. Аллах помог тебе жениться на ней. И, возможно, улучшится её отношение к тебе. Удерживай её при себе и бойся Аллаха, чтобы не говорить о ней, будто она не справляется с супружеской жизнью. Стремись быть праведным и не расторгай тот договор, который ты заключил».
Однако Зайнаб с трудом и нежеланием жила с Зайдом. Честь и достоинство Зайда не позволяли ему смириться с этим и быть равнодушным к этому. Она не желает его, и как он может жить с ней насильно. Ведь он благородный и уважающий себя мусульманин. Поэтому он продолжал ходить к Пророку, мир ему, прося у него разрешения на развод с дочерью его тети.
Сватанье Посланника Аллаха, мир ему, к ней
Вопреки всему развода было не избежать. Зайд и Зайнаб расстались и дни послеразводного срока (идды) прошли. Посланник Аллаха, мир ему, понимал, что теперь ему самому придется взять в жены Зайнаб, чтобы полностью покончить с обычаем, делавшим пасынков равными родным сыновьям. Однако чувств своих никому не показывал, в глубине души опасаясь, что многобожники скажут, что Пророк, мир ему, женился на жене своего сына, а ведь другим запрещал. По истечении срока идды у Зайнаб Мухаммад, мир ему, велел Зайду, её бывшему мужу, пойти к ней и сосватать ее для Пророка, мир ему. Зайд пошел к ней и, подойдя к дверям её дома, постучался и сказал: «О Зайнаб! Меня отправил Посланник Аллаха, мир ему, чтобы сосватать тебя». Она промолчала, не сказав ни слова. Напротив, начала молить Аллаха с сердцем, переполненным богобоязненностью, и с непоколебимой верой в Его решение и предначертание.
Миновали дни и в один прекрасный день, когда Пророк разговаривал с Аишей, к нему снизошло божественное откровение:
«Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зайду, сыну Хариса): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зайд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!» (33:37)
Радостная весть быстро донеслась до Зайнаб, и она услышала чтение этого благородного аята устами Посланника Аллаха, мир ему. Поняв, что Аллах сообщает о её замужестве за Посланником Аллаха, мир ему, она бросила все, что было у неё в руке, и обратилась к намазу в знак благодарности и восхваления Его. Так Всевышний Аллах выдал замуж Зайнаб, да будет доволен Он ею, за своего Пророка, мир ему, посредством коранического текста без опекуна и свидетелей. Именно этим госпожа Зайнаб после того, как стала женой Посланника Аллаха, мир ему, похваливалась перед другими матерями верующих, говоря: «Я более почитаемая, чем вы в отношении опекуна, и более уважаемая, чем вы в отношении свидетелей. Вас поженили ваши отцы, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес».
Веление о ношении хиджаба
По случаю бракосочетания с Зайнаб Посланник Аллаха, мир ему, устроил свадебный пир. Он заколол овцу и пригласил на трапезу более семидесяти человек из самых близких сподвижников и братьев. Историки говорят, что в этот день в мечети ни один человек не остался, не отведав угощения. Все с радостью и поминанием имени Аллаха ели угощения.
Приглашенные гости засиделись в доме Посланника Аллаха, мир ему, длительное время и даже больше, чем полагается и общепринято. Они разговаривали и беседовали между собой, а Посланник Аллаха, мир ему, с одной стороны ухаживал за ними, с другой стороны его ждала жена Зайнаб. Это мучало его. Однако он не подавал виду. Затем Всевышний Аллах ниспослал аят:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتَ النَّبِيِّ إِلَّا أَن يُؤْذَنَ لَكُمْ إِلَى طَعَامٍ غَيْرَ نَاظِرِينَ إِنَاهُ وَلَكِنْ إِذَا دُعِيتُمْ فَادْخُلُوا فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَانتَشِرُوا وَلَا مُسْتَأْنِسِينَ لِحَدِيثٍ إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ يُؤْذِي النَّبِيَّ فَيَسْتَحْيِي مِنكُمْ وَاللَّهُ لَا يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعاً فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تُؤْذُوا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا أَن تَنكِحُوا أَزْوَاجَهُ مِن بَعْدِهِ أَبَداً إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ عِندَ اللَّهِ عَظِيماً
«О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллахом»(33:53).
Её похвальба перед женами Пророка, мир ему, и восхищение собой
Мы уже говорили, как Зайнаб восхищалась собой, своей красотой, богатством и родословием. Таковы были обычаи джахилии, что, естественно, приводило к позднему вступлению в брак. Между тем основной заботой Пророка, мир ему, в построении исламской личности было искоренение из человеческих душ этих пережитков, а также очищение, воспитание и наставление их на правильный путь. Мы также знаем, что одной из причин её замужества за Зайдом ибн Харисом выступало разбивание этого стереотипа у неё. Однако этого не произошло, он лишь снизился. Именно поэтому не сложилась у неё супружеская жизнь с Зайдом, да будет доволен им Аллах. Затем, после ее брака с Посланником Аллаха, мир ему, она нашла себя в кругу жемчужин драгоценного ожерелья – общества матерей правоверных. Но фактор ревности в женском организме утих на некоторое время и выжидал удобного случая, чтобы вновь прийти в движение и продемонстрировать себя. Сообщается о том, что в один из дней она повздорила с Аишей, которая жутко ревновала её, и сказала ей: «Клянусь Аллахом, я не похожа ни на одну из жен Посланника Аллаха, мир ему. Их выдали замуж за него их родители, а меня выдал замуж сам Аллах и Его Посланник. И были ниспосланы слова в священном писании для мусульман, которые нельзя сменить или стереть».
Добродетельность
Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, была самой славной и известной среди жен Посланника Аллаха, мир ему, в благотворительности. Она не позволяла себе, чтобы в доме оставался хоть один динар. Она стремилась пожертвовать им, дав подаяние тому, кто нуждается в нем, желая довольства Всевышнего Аллаха и подражая нашему господину – Посланнику Аллаха, мир ему.
Передается, что Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправил матери правоверных Зайнаб пособие и удел. И когда они дошли до неё, она сказала: «Да простит Аллах Омара. Возможно, помимо меня, есть мои братья, которые больше всего заслуживают это пособие». Служащие Омара сказали ей: «Это все тебе». Она ответила: «Субханаллах». Затем расстелила свой плащ и приказала высыпать все привезенное на него, затем накрыла это и обратилась к Барра бинт Нафиъ и сказала: «Сунь руку и возьми, что сможешь взять и отнеси это сынам тех-то и тех-то из числа (малообеспеченных) родственников и сиротам». И когда уже почти ничего не осталось под плащом, Барра сказала: «О мать правоверных! Да простит тебя Аллах, клянусь Аллахом, и мы имеем право на часть этого имущества». На что Зайнаб ответила: «Вам все то, что осталось под плащом». Барра и другие слуги нашли под ним восемьдесят пять дирхамов. Затем Зайнаб, подняв руки к небесам, воскликнула: «О Аллах! Пусть впредь меня не застигнет подаяние Омара после этого года».
Передается, что сумма её пособия составляла двенадцать тысяч дирхамов. Она подобное не получала никогда, кроме этого года. И она разделила его среди бедных, нищих и нуждающихся мусульман.
Все жены Посланника Аллаха, мир ему, старались помогать бедным и нуждающимся мусульманам и не скупились никогда в подаянии, милостыне и помощи, моля Всевышнего Аллаха только о том, чтобы Он принял их милостыни лучшим образом.
Раздающая саваны
Когда приблизилась ее кончина в двадцатом году по хиджре, ей было тогда пятьдесят три года, Омар ибн аль-Хаттаб отправил ей пять рубах из складов Халифата. Она обвернулась в один из них, чтобы примерить его, затем пожертвовала своей сестре Хамне. Также завещала завернуть её в саван, который она приготовила. Этот поступок матери правоверных, да будет доволен ею Аллах, служит идеальным примером для подражания добродетельности. Все они считали богатства ближайшего мира уходящим явлением, посредством которого необходимо стремиться к Последующей жизни, которая вечна и несравнима.
Погребальная молитва над ней и её похороны
Передал Аль-Къасим ибн Абдуррахман, что когда умерла мать правоверных Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах – она оказалась первой женой Пророка, мир ему, которая отправилась к нему. И когда мусульмане донесли её до могилы, Омар встал у её могилы, вознес хвалу Аллаху и сказал: «Поистине, мне довелось стать ответственным за женами Пророка, мир ему. Ведь когда она заболела, я отправил ей того, кто лечил и ухаживал за ней?» Женщины хором отвечали: «Мы». – «Но я видел, что вы растратили все это. Когда её душа покинула тело, я разве не отправил того, кто будет омывать, шить и заворачивать её в саван? В ответ и вы отправили нас, и видели то, как было это доведено. Затем мы предоставили того, кому дозволено было входить к ней при жизни. И я заметил, что они исполнили свою задачу. О люди, отступитесь!» Люди отошли от её могилы, затем пришли двое мужчин из близких её родственников. Погребальную молитву (джаназа) провел Омар в знак уважения её и признания её превосходства и высокой степени.
Да помилует её Аллах наилучшим образом!
Мухаммад аш-Шимали – Ливан