Амр ибн аль-Джамух был одним из предводителей Ясриба в доисламский период и господином племени Бану Сальма аль-Мусаввад, а также одним из великодушных и доблестных людей Медины.
Знатные люди во времена доисламского периода брали для себя домой идола, чтобы получать его благословение во время ухода и прихода. И приносить ему жертву во время сезона. И прибегать к нему во время нужды. И идол Амра ибн аль-Джамух назывался Манатом. Он сделал его из драгоценного дерева. Он тратил на него очень много, проявляя заботу к нему и обрызгивая его благовониями.
Амру ибн аль-Джамуху было более шестидесяти лет, когда лучи веры проникали в дома Ясриба дом за домом, благодаря усердиям Мусъаба ибн Умайра. Посредством него уверовали дети Амра: Муавваз, Муаз, Халлад и их друг, которого звали Муаз ибн Джабал. Вместе с детьми и уверовала их мать Хинд. А он не знал об их веровании ничего.
Хинд, жена Амра ибн аль-Джамуха стала замечать, что многие жители Ясриба стали принимать Ислам, и что из знатных господ никто не оставался в многобожии, кроме ее мужа и незначительного числа людей. Она любила его, уважала и боялась, что он умрет в неверии и войдет в огонь. А он также боялся, что его дети отойдут от религии своих предков и последуют за Мусъабом ибн Умайром, который за короткое время смог привлечь многих и ввести их в религию Мухаммада. Он сказал своей жене: «О Хинд, будь осторожна, чтобы твои дети не встречались с этим человеком (Мусъаб ибн Умайр), пока не узнаем его хорошо». Она сказала: «Слушаюсь и повинуюсь. Однако можешь ли ты выслушать от своего сына Муаза то, что он передает от этого человека?» Он ответил: «Горе тебе, Муаз отошел от своей религии и я об этом не знаю?» Благочестивая жена пожалела старца и сказала: «Нет. Однако он побывал несколько раз в кругу этого человека и запомнил кое-что». Он сказал: «Позови его ко мне». А когда он пришел, то сказал ему: «Расскажи мне что-нибудь из того, что рассказывает этот человек». И сын сказал:
«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (1:1-7). А он промолвил: «Какая прекрасная и красивая эта речь!». И спросил: «Вся ли его речь такая?» Муаз ответил: «Лучше чем это, о отец! Можешь ли ты дать ему присягу ведь весь твой народ дал ему присягу?». Старец, помолчав немного, сказал: «Я не буду этого делать, пока не посоветуюсь с Манатом и не послушаю, что он скажет». А юноша сказал: «А что может сказать Манат, о отец, ведь он деревянный, немой, не мыслит и не говорит». Старец грубо сказал: «Я сказал, что не буду предпринимать что-либо без него».
Амр ибн аль-Джамух пошел к Манату, и если они хотели, чтобы идол говорил, то позади него ставили старушку, которая говорила то, что внушал он ей, согласно их утверждению. Затем он выпрямился во весь рост и оперся на здоровую ногу, а другая была у него хромой. Воздав ему хвалу, сказал: «О Манат! Нет сомнения в том, что ты уже знаешь о том человеке, который прибыл к нам из Мекки и желает тебе зла. Он пришел, чтобы предотвратить нас от поклонения тебе. Я не хочу присягать ему, несмотря на красивые слова, которые я слышал, пока не посоветуюсь с тобой. Посоветуй мне». Манат не сказал ему ничего. Он сказал: «Может быть, ты разозлился? Ведь я не сделал тебе ничего плохого. Ничего, я оставлю тебя на несколько дней, пока не успокоишься».
Дети Амра инб Джамуха знали, как их отец привязан к своему идолу Манату. Однако они осознавали, что он начал падать в его глазах, и что они должны вывести его из его души. Это и есть его путь к вере.
Дети Амра ибн аль-Джамух встали ночью со своим другом Муазом ибн Джабалом и пошли к Манату, и, взяв идола, они бросили его в мусорную яму племени Бану Сальма. И вернулись домой так, чтобы никто не узнал. А когда проснулся Амр, он пошел поприветствовать своего идола и не нашел его. Он сказал: «Горе вам, кто напал на нашего бога этой ночью?» Но никто ничего не ответил, и он стал искать его внутри дома и за его пределами. Он ходил разгневанный, угрожал всем, пока не нашел его опрокинутым в яме. Он взял его, помыл, почистил и поставил его на свое место, говоря: «Клянусь, если я узнаю, кто это сделал, то унижу его». А когда наступила вторая ночь, то ребята пошли к Манату и сделали с ним то, что сделали вчера. А когда проснулся старец, то нашел его в яме грязным. Он взял его, помыл, почистил, надушил и поставил его на свое место. И так ребята делали каждый день. В конце концов, это надоело Амру и как-то перед сном он пошел к своему идолу, взял свой меч и повесил его ему на шею, сказав: «О Манат, клянусь, я не знаю, кто делает это. И если в тебе есть благо, то сам отврати от себя это. А этот меч будет у тебя». Затем он пошел в свою постель. Когда ребята убедились, что старец уснул, то пошли к идолу, сняли меч с его шеи, вынесли его на улицу и привязали к мертвой собаке. Затем же бросили их в колодец племени Бану Сальма, и на них стекалась вся грязь. А когда проснулся старец, то увидел, что идола нет. Он пошел искать его и нашел его опрокинутым в колодце привязанным к мертвой собаке. На нем не было меча. В этот раз он не стал вытаскивать его из ямы, а оставил его там и сказал:
«Клянусь Аллахом, если бы ты был богом, то не был бы вместе с собакой посреди колодца».
Затем, не медля, он принял Ислам.
Амр ибн аль-Джамух ощутил сладость веры и стал сожалеть за каждое мгновение, которое он провел в многобожии. Он принял религию телом и душой и посвятил себя, свое имущество и своих детей подчинению Аллаху и его Посланнику (с.а.с.).
Но это было малым, пока не настал Ухуд. Амр ибн аль-Джамух увидел своих троих сыновей, готовящихся к встрече с врагом Аллаха. Он взглянул на них, как они уходят и желают получить смерть шахида и довольство Аллаха. Эта позиция подняла в нем пыл, и он решился пойти вместе с ними на джихад под знаменем Посланника Аллаха (с.а.с.). Однако ребята хотели удержать своего отца от того, на что он вознамерился. Он был престарелым и сильно хромал. Аллах дал ему оправдание. И они сказали ему: «О отец, Аллах дал тебе оправдание и почему ты обременяешь себя в том, в чем простил Он тебя?!» Старец разозлился на их слова и пошел жаловаться на них к Посланнику Аллаха (с.а.с.). Он сказал: «О пророк Аллаха, поистине мои дети хотят удержать меня от этого блага, оправдываясь тем, что я хромой. Клянусь Аллахом, я хочу вступить с этой хромой ногой в Рай». И Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал его детям: «Оставьте его, может быть Аллах даст ему смерть шахида». И они оставили его, повинуясь приказу Посланника Аллаха.
А когда пришло время отправления, то Амр ибн аль-Джамух попрощался со своей женой так, как будто он не вернется. Затем он повернулся в сторону къыблы, и поднимая руки к небу сказал: «О Аллах, дай мне смерть на Твоем пути и не возвращай меня к моей семье разочарованным». Затем его стали окружать его дети и большая группа людей из его племени Бану Сальма. А когда разгорелось сражение, все люди разбежались от Посланника Аллаха (с.а.с.), а Амр ибн аль-Джамух шел в первых рядах, вставая на здоровую ногу и говоря: «Поистине я соскучился по Раю, поистине я соскучился по Раю». А за ним был его сын Халлад. Старец и его сын сражались рядом с Посланником Аллаха (с.а.с.), пока не пали шахидами на поле боя. И между сыном и его отцом были лишь мгновения.
А когда закончилось сражение, Посланник Аллаха (с.а.с.) подошел к шахидам Ухуда, дабы предать их земле. Он (с.а.с.) сказал своим сподвижникам: «Оставьте их окровавленными от их ранах. И я буду свидетельствовать за них». Затем он (с.а.с.) сказал: «Любой мусульманин, который будет ранен на пути Аллаха, придет в Судный день, истекая кровью, цвет которой будет подобен цвету шафрана, а запах будет подобен запаху мускуса». Затем он (с.а.с.) сказал: «Захороните Амра ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой ибн Амром. Они искренне любили друг друга в этой жизни».
Да будет доволен Аллах Амром ибн аль-Джамух и его соратниками из числа шахидов Ухуда, и сделает их могилы лучистыми.