Два этапа да’вата
1) этап обучения и внедрения просвещения, идеологической и духовной подготовки;
2) этап распространения да’вата и борьбы.
Первый этап был этапом подготовки людей, объяснения им мыслей и объединения их на основе этих мыслей. Второй этап стал этапом превращения мыслей в реальную силу, подвигающую общество к претворению их в жизнь. Ибо если идеи не реализуются, то остаются лишь бесполезными сведениями, независимо от того, собраны они в головах или в книгах. Поэтому любая идея бесполезна, пока она не будет реализована в реальной жизни. А для этого необходимо превратить её в движущую силу. Только тогда люди примут её, осознают и поверят в неё, и станут бороться за её воплощение; только тогда её реализация станет насущной необходимостью и естественным результатом. Именно так Пророк (с.а.с.) вёл да’ват в Мекке на протяжении этих двух этапов. Первый этап был этапом призыва людей к Исламу, обучения их исламским просвещением, обучения их законам и нормам шариата и объединения их на основе исламской акыды. Это был период тайного сплочения. Пророк (с.а.с.) ни на мгновение не прекращал да’ват; без устали обучал исламскому просвещению тех, кто принимал Ислам; собирал мусульман в доме Аркама и отправлял к ним носителей просвещения. И сами мусульмане тайно собирались в своих домах, в горных ущельях, в доме Аркама. С каждым днём усиливалась их вера, и крепло сплочение. Они глубоко осознали принятую ими великую истину и готовы были пожертвовать самым дорогим на пути да’вата. Ислам впитался в их сердца, и они стали его живым воплощением. Поэтому, как бы они ни скрывались, в каком бы секрете не держали своё сплочение и места собраний, сам исламский призыв скрыть было невозможно. Мусульмане стали говорить об Исламе тем из людей, кому они доверяли и считали готовыми воспринять да’ват. Это привело к тому, что людям стало известно о да’вате и существовании мусульман. Широкое распространение призыва стало неизбежным. Тем самым первый этап – этап тайного сплочения и обучения, на основе которого строится сплочение, был завершён. Настало время второго этапа – этапа влияния исламского да’вата на людей, этапа борьбы. В этот период люди либо отвечают на да’ват, и Ислам поселяется в их сердцах, либо отвергают его, выступают против него и ведут с ним борьбу. Это приводит к поражению неверия и греха, к утверждению веры и чистоты, к победе истины. Ибо, как бы разум не кичился своим величием, он не в состоянии противостоять истине и отрицать её. Также бесполезно и его бегство от истины. Так начался этап влияния, началась борьба между истиной и ложью, между мусульманами и кафирами. Точкой отсчёта в этом стало партийное сплочение. Пророк (с.а.с.) выступил во главе своих сподвижников невиданным доселе арабами единым сплочением, совершил тавваф вокруг Каабы и открыто явил своё дело. С этого времени Мухаммад (с.а.с.) начал совершать открытый да’ват, распространяя Ислам по всему миру.
Пророку (с.а.с.) стали ниспосылаться аяты, призывающие к тавхиду (единобожию) осуждающие идолопоклонство и политеизм, сообщающие о гибельности слепого подражания отцам и дедам. Также были ниспосланы аяты, осуждающие ростовщичество, неправедную торговлю, обвес и другое подобное мошенничество. Мухаммад (с.а.с.) собирал людей для своих проповедей. В один из дней он собрал у себя своих родственников и обратился к ним за поддержкой. Однако те не поддержали его. Затем было обращение к мекканцам на холме Сафа, которое привело курайшитов в ярость, и Абу Ляхаб сильно оскорбил Пророка (с.а.с.). Вражда между Пророком Аллаха Мухаммадом (с.а.с.) и курайшитами и другими арабскими племенами усилилась. Таким образом, да’ват пересёк границы частных домов и горных ущелий, и стал достоянием общественности. Всеобщий да’ват и обучение просвещению оказало на курайшитов своё влияние: их враждебность к да’вату усилилась, ибо они почувствовали своё неминуемое поражение. Если вначале они отнеслись к Пророку (с.а.с.) и к его да’вату с пренебрежением, то теперь стали предпринимать против него серьёзные действия. Они усилили гонения на Мухаммада (с.а.с.) и его сподвижников. Это привело к тому, что люди узнали об Исламе, и призыв к религии Аллаха распространился по всей Мекке. Не было дня, чтобы кто-то из мекканцев не принимал Ислам. Слабые, бедные и нуждающиеся люди, чьё сознание не было замутнено богатством, приходили к вере. Также уверовали и те из мекканских торговцев, аристократов и предводителей, которые стояли выше предрассудков и гордыни, имели чистые сердца и были справедливы. Стоило им лишь осознать истинность да’вата и честность призывающего, как они тут же принимали Ислам. Ислам распространился в Мекке, многие мужчины и женщины стали мусульманами. Несмотря на все препятствия и преследования, открытый призыв расширил границы да’вата. Действия Мухаммада (с.а.с.) который выступил против главенствующего в Мекке произвола, жестокости и рабства, и выставил действия кафиров в самом неприглядном свете подлили масла в огонь и усилили ненависть курайшитов к Исламу.
Начался самый трудный период во взаимоотношениях мусульман с курайшитами. Переход от стадии обучения просвещению к стадии оказания влияния требует мудрости, терпения и основательности, а открытое ведение да’вата требует, независимо от результата, противостояния всему миру. Поэтому данный этап является самым сложным. Ибо это период, когда кафиры стремятся отвратить мусульман от их религии. На этом этапе полностью проявляется вера, сила духа, непоколебимая стойкость. Пророк (с.а.с.) и его сподвижники перенесли такие притеснения, гнёт и насилие, от которых горы могли бы распасться, но продолжали да’ват. Желая сохранить свою веру, некоторые из сподвижников переселились в Эфиопию, другие погибли под пытками, третьи терпеливо переносили страдания. Так продолжалось некоторое время. Этого времени оказалось достаточным, для того чтобы свет Ислама распространил своё влияние на жителей Мекки, и рассеял мглу невежества. Если этап скрытого сплочения и обучения просвещению продолжался три года, то следующие 8 лет Пророк (с.а.с.) провёл в непрерывной борьбе. В это время людям были явлены знамения. Преследование курайшитов не прекращалось, их усердие в деле сопротивления Исламу не ослабевало. Да, в результате столкновений мусульман с курайшитами весть об Исламе распространилась по всему Аравийскому полуострову. Ибо паломники сообщали людям о том, что они слышали о да’вате. Однако большинство арабов заняли позицию сторонних наблюдателей и ни на йоту не приближались к вере. Они не хотели настраивать против себя курайшитов и потому сторонились общения с Пророком (с.а.с.). Мухаммад (с.а.с.) и сподвижники тяжело переживали подобное развитие событий. Возникла необходимость перехода к третьему этапу – этапу воплощения Ислама в реальной жизни. Однако этому мешало стойкое сопротивление мекканцев. Усиливающийся с каждым днём деспотизм не оставлял мусульманам времени и возможности для совершения да’вата. Отвержение же людьми да’вата ещё более усиливало их душевные муки.
Книга:"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО"