Глобальная бедность стала бичом 21-го века: 1,3 миллиарда человек живут менее чем на один доллар в день, и еще 3 миллиарда человек живут менее чем на два доллара в день. Из них 1,3 миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде, 3 миллиарда лишены надлежащих средств санитарии, и 2 миллиарда не имеют доступа к электричеству. Хотя не существует универсально согласованного определения бедности, как правило, под бедностью подразумевается состояние, при котором индивид или социальная группа не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни. Этими потребностями являются материальные ресурсы, такие как продукты питания, питьевая вода и жилье, или же социальные ресурсы, такие как доступ к информации, образованию, здравоохранению и социальному статусу.
Проблема бедности не обошла также и мусульманский мир, и, к сожалению, многие из стран с преимущественно мусульманским населением являются одними из самых бедных стран в мире. В этих странах даже нет необходимой инфраструктуры для удовлетворения основных потребностей людей. Богатство в мусульманских странах распределяется во все возрастающей диспропорции; на Ближнем Востоке сосредоточены, пожалуй, одни из крупнейших запасов нефти в мире, тем не менее, очень малая часть доходов от продажи нефти действительно доходит до населения. В арабском мире каждый пятый араб все еще живет менее чем на 2 доллара в день. И за последние 20 лет рост доходов на душу населения, который составляет в среднем 0,5% в год, был ниже, чем где-либо в мире, кроме стран Африки южнее Сахары [1]. В Пакистане 40% земель находятся во владении 23 семей [2]. Государственные инвестиции в инфраструктуру и коммунальные услуги минимальны, учитывая многочисленное население в мусульманском мире. Самодержавные правители этих стран, будь то президенты или короли, уступают свою власть только после своей смерти; выборы в мусульманских странах в лучшем случае являются фарсом; половина населения мусульманского мира рассматривается как существа, ограниченные в правовом и экономическом плане; и более половины молодых людей, которые обременены безработицей и которых «душит» то, как «избранные» претворяют Ислам, хотят выбраться из своей страны как можно быстрее.
Эта статья прольет свет на то, почему с таким обилием богатств, ресурсов и полезных ископаемых жизнь большинства мусульман протекает в условиях крайней нищеты, и как Халифат будет искоренять бедность.
Почему большая часть мусульманского мира пребывает в бедности?
Многочисленные организации исследовали общие причины бедности, начиная с дефицита ресурсов и особенностей местного климата, заканчивая отсутствием демократии. Как правило, у социологов и экспертов, работающих над этой проблемой, не сложилось единого мнения относительно этих причин. Впрочем, существует доминирующая идея, которая заключается в том, что наиболее действенным способом борьбы с бедностью может быть только распространение капитализма с его свободными рынками. Однако даже беглого взгляда не только на страны мусульманского мира, но и на страны третьего мира в целом, достаточно, чтобы увидеть целый набор факторов, которые сыграли большую роль в распространении бедности в современном мире.
Задачи МВФ и Всемирного банка и их пресловутая политика структурной перестройки в таких странах, как Пакистан, Турция, Индонезия, Бангладеш и Египет, непосредственно содействовали возникновению некоторых основополагающих экономических проблем. Общим решением проблем бедности, которое предлагают эти организации, является привлечение торговли. На самом деле, развитые страны создали ряд препятствий, сделав невозможным выход развивающихся стран на конкурентоспособный уровень. Фактически это означает стимулирование импорта западных товаров и препятствование импорту товаров из бедных стран. Теория свободного рынка гласит, что только посредством торговли страны смогут выбраться из нищеты. Таким образом, развитие рыночной экономики с сильным частным сектором рассматривается как ключ к стимулированию экономического роста и преодолению бедности.
В качестве примера можно привести Пакистан, который в действительности нуждался в существенных инвестициях в здравоохранение, образование и инфраструктуру, прежде чем он смог бы конкурировать на международном уровне. Вместо этого Всемирный банк и МВФ требовали от Пакистана сократить государственную поддержку этих отраслей и сосредоточиться на экспорте. Они настаивали на том, чтобы Пакистан продвигал свои товары на международные рынки, в то время как он был не в состоянии конкурировать с мощным международным частным сектором. Естественно, такие политические меры подорвали экономическое развитие Пакистана.
Еще одним фактором, который обрек развивающиеся страны на бедность, являются долги. От Африки требуют выплатить наследие колониальной эпохи. Часть африканских долгов возникла из-за несправедливого переложения на бывшие колонии долгов метрополий, которые исчисляются миллиардами долларов и были взяты под очень высокий процент. Часть долгов произошла от «одиозных долгов», которые образовались после того, как богатые страны занимали денежные средства диктаторам и коррумпированным руководителям, хотя прекрасно знали, что эти деньги будут потрачены впустую. Например, Южная Африка унаследовала долги, образовавшиеся в результате политики апартеида в 28 млрд. фунтов стерлингов (что в настоящее время составляет 46 млрд. долларов) [3]. Пережившая апартеид Африка была вынуждена выплачивать долги этого режима, т.е. сейчас жители Южной Африки, по сути, платят за свое собственное угнетение. В 1998 году организация ACTSA («Движение в поддержку Южной Африки») подсчитала, что 11 млрд. фунтов стерлингов (сейчас 18 млрд. долларов), которые Южная Африка взяла в кредит для поддержки апартеида, и 17 млрд. фунтов стерлингов (сейчас 28 млрд. долларов), которые ей заняли соседние государства для преодоления последствий апартеида и борьбы с возникшей агрессией, в настоящее время составляют 74% от африканского долга.
Многое из той ситуации, в которой находится сегодня мусульманский мир, является следствием колониальной эпохи. Лучше всего это положение охарактеризовал Дэвид Фромкин, профессор и специалист по экономической истории в Университете Чикаго: "В настоящее время государства-победители претендуют на огромные богатства старой Османской империи. Однако нельзя забывать, что на протяжении веков исламская империя пыталась завоевать христианскую Европу. Поэтому влиятельные политические лица, принимая решение о судьбах тех, кто потерпел крах, естественно, решили, что у этих стран никогда не должна появиться возможность объединиться и снова угрожать интересам Запада. Имея вековой опыт меркантилизма, Великобритания и Франция образовали небольшие, нестабильные государства, во главе них поставили правителей-марионеток, нуждающихся в их поддержке. Развитие и торговля этих стран находились под контролем, и это означало, что они никогда не будут представлять угрозу для Запада. Впоследствии эти внешние силы заключили контракты со своими марионетками о покупке дешевых арабских ресурсов, делая феодальную элиту чрезвычайно богатой и обрекая большинство граждан на бедность". [4]
По сути, проблема сводится к тому, что многие политические меры, предпринимаемые мусульманскими правителями, являются кратковременными и, как правило, мотивированы политическим климатом в данный момент. Большинство мусульманских стран не имеют рациональной сельскохозяйственной политики, в результате чего применяется целый ряд противоречивых политических мер, которые ведут к дезорганизации распределения ресурсов, когда вся прибыль достается лишь элите или правящим семьям.
Как Халифат будет искоренять бедность?
Ислам вкладывает в понятие «бедность» совершенно иной смысл, отличный от того, какой преподносят развитые страны мира, и в то же время в Исламе есть ряд правил, которые способствуют искоренению нищеты. Ислам определяет бедность как неспособность человека удовлетворить свои основные потребности. И этими основными потребностями являются три вещи: еда, одежда и жилье. Ислам отличается от капитализма тем, что он рассматривает бедность как положение стабильное и постоянное. В то время как в развитых странах мира бедность рассматривается с относительной точки зрения. С этой точки зрения бедность измеряется относительно уровня ВВП и потребностей населения, это означает, что отсутствие комфортных условий в Великобритании будет считаться бедностью, в то время как в Судане нет. Согласно этому подходу реальность нуждающегося человека может меняться в зависимости от того, как меняется уровень богатства страны, даже если принять во внимание, что на самом деле его реальность остается неизменной. Однако на основе такого подхода невозможно выработать эффективную государственную политику, так как бедными будут считаться то одни, то другие люди.
Ислам признает и другие потребности, такие как безопасность и образование, и их обеспечение является одним из приоритетов государства, так как в его задачи входит обеспечение людей основными потребностями, какими бы многочисленными они ни были.
Политические меры, которые предпримет Халифат, будут направлены на то, чтобы все необходимые коммунальные объекты перешли в общественную собственность. Ислам выделяет три вида собственности: государственную, общественную и частную. В Исламе общественной собственностью считается любой объект общего пользования, без которого общество не может обойтись, т.е. при его отсутствии люди вынуждены будут повсюду его искать. Тогда объекты общего пользования будут принадлежать обществу, и доход от них будет идти на благо всех граждан. Это правило выведено на основе хадиса Пророка صلى الله عليه وسلم : "Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах". Хотя в хадисе упоминается только три вещи, мы можем использовать кийас (аналогию) и расширить это доказательство на все необходимые объекты общественного пользования. Таким образом, в частной собственности не могут находиться источники воды, леса и топливная древесина, нефтяные месторождения, электростанции, автодороги, реки, моря, озера, общественные каналы, заливы, проливы, плотины и т.п. Конечно, Ислам может предоставить эти объекты в частную собственность, если общество не будет в них нуждаться. Претворение в жизнь такого решения поможет добиться невероятных результатов, ведь это обеспечит возможность удовлетворить все основные жизненные потребности населения и не позволит ему существовать в плену монополий или высоких цен. Если государство располагает доходами в размере, достаточном для удовлетворения основных потребностей населения в обозримом будущем, то тогда нет необходимости облагать людей налогом. Закят, размер которого остается постоянным, не является налогом, а скорее является мерой социального обеспечения некоторых категорий людей. Все это означает, что поговорка «В жизни есть только две неизбежные вещи: смерть и налоги» не применима к жизни мусульман в исламском государстве.
Проблема бедности вызвана не столько дефицитом производства, сколько неправильным распределением сельскохозяйственной продукции в экономике. И хотя рыночные силы в Халифате будут способствовать правильному распределению продукции, государство должно будет им в этом помочь, принимая различные политические меры. Например, хорошо известно, что если человек начнет возделывать любой участок бесхозной земли, то он станет владельцем этой земли. Это следует из хадиса Пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم :: «Тот, кто возделал никому не принадлежащую землю, обладает наибольшими правами на приобретение ее в собственность."
Потенциально, это правило коренным образом может изменить сельскохозяйственный ландшафт мусульманских стран. Большая часть арабского мира в избытке наделена водой и плодородными землями, однако эти земли не используются, т.к. люди проживают в крупных городах, оставляя большую часть страны необитаемой. Одно из правил Ислама гласит, что Халифат должен финансово заботиться о том, кто сам не может себя финансово обеспечивать, а также не может быть обеспечен своей семьей. Однако приоритетом в Исламе является не поддержка людей с помощью выплат в виде льгот, а обеспечение их средствами для улучшения своего материального положения. Таким образом, люди, которые не могут себя прокормить, получат большую часть земель сельскохозяйственного назначения, обеспечивая при этом сельскохозяйственные нужды государства.
Сельскохозяйственная политика
Сельскохозяйственная политика в Халифате будет сосредоточена на достижении следующих задач:
1. Улучшение качества продовольственных продуктов, что включает разработку новейшего оборудования и сельскохозяйственной техники.
2. Повышение производства таких текстильных материалов, как хлопок, шерсть и шелк, т.к. они являются предметами первой необходимости и должны быть доступны без необходимости прибегать к импорту.
3. Улучшение производства товаров, которые будут поставляться на зарубежные рынки, будь то текстиль или пищевые продукты, такие как цитрусовые, финики и т.п.
Халифат будет всячески поддерживать людей, занимающихся сельским хозяйством, особенно тех, у кого большой опыт работы, и будет способствовать тому, чтобы они передавали этот опыт, в частности в методах ведения сельского хозяйства, в тех частях мусульманского мира, где такие навыки отсутствуют. К примеру, турецкие фермеры являются одними из самых опытных в мире, в то время как пакистанские фермеры работают с новейшими технологиями. Поддержка государства может заключаться не только в форме предоставления к использованию больших площадей сельскохозяйственных угодий, но и в прямом финансовом поощрении.
Халифат должен будет непосредственно участвовать в рыночном механизме в качестве поставщика сырья и материалов и покупателя сельскохозяйственной продукции в целях регулирования сельскохозяйственного производства, а также для защиты сельскохозяйственных производителей от колебаний цен на рынке и от возможных последствий природно-климатических аномалий.
Халифат должен будет вести контроль над возделываемой посевной площадью, следя за качеством продукции и решая проблемы избыточных мощностей в менее важных сельскохозяйственных секторах.
Столь необходимые деньги Халифат в приоритетном порядке должен будет вкладывать в регулирование общей сельскохозяйственной политики по двум основным причинам. Во-первых, сельское хозяйство имеет первостепенное значение, особенно на ранних стадиях Халифата. Только развитие оборонной промышленности и поддержка нефтяной и газовой промышленности должны стоять выше на повестке дня. Во-вторых, сельское хозяйство станет, инша Аллах, одним из крупнейших источников трудовой занятости населения, создавая, таким образом, рабочие места и привлекая больше капитала в экономику.
С учетом вышеизложенного, Халифат должен будет инвестировать в разработку новейшего оборудования и сельскохозяйственной техники. Стоит отметить, что Северная Корея в прошлом проводила грамотную сельскохозяйственную политику, разработанную после второй мировой войны и проходившую в три этапа на коммунистических началах. Тем не менее, ей не удалось экспортировать свое оборудование на рынки США и Европы, т.к. они были для нее закрыты из-за протекционистских мер. Халифат же должен будет создать благоприятные условия торговли с такими странами, как Северная Корея, обеспечив возможность покупать у нее сельскохозяйственное оборудование и пользоваться ее методами ведения сельского хозяйства.
Распределение богатства
Основная причина бедности в мусульманских странах кроется во внедрении целого ряда капиталистических идей, которые привели к крайне неравномерному распределению богатства. Халифат будет без промедления искоренять все, что связано с капиталистической системой, полностью претворяя в жизнь Ислам. Изучение исламских законов в сфере политики совершенно ясно дает понять, что проведение в жизнь этих законов поможет искоренить бедность.
В Исламе нет таких понятий как «подоходный налог», «налог на добавленную стоимость», «акцизы», «национальные страховые взносы» и так далее. В Исламе при налогообложении уделяется особое внимание налогу на имущество, а не на доходы.
На экономику это оказывает существенное влияние. Возьмем среднюю заработную плату в Великобритании, размер которой составляет 24 000 фунтов стерлингов. Наряду с национальными страховыми взносами, налоговое бремя приближается к 33%. Получается, что вместе с косвенными налогами (т.е. налогами на расходы, а не доход), а также муниципальным налогом, дорожным налогом и т.д., реальная налоговая нагрузка достигает уже 40-50% отметки. Это означает, что средний человек в Великобритании теряет 10 000-12 000 фунтов стерлингов, выплачивая налоги.
В Халифате, если говорить упрощенно, налог на имущество будет достигать 2,5%. Это означает, что в течение одного года, средний человек сможет сэкономить не менее 10 000 фунтов стерлингов. Поэтому два-три человека смогут легко запустить какой-либо бизнес-проект, например мудараба, удовлетворяя спрос потребителей на некоторые товары, в том числе промышленные, и, таким образом, создавая больше рабочих мест в экономике.
Рассмотрим также отмену процентных ставок.
В западной экономике любая экономическая модель основана на процентных ставках, начиная с процесса принятия инвестиционных, потребительских и сберегательных решений, заканчивая кредитным финансированием, покупкой жилья и так далее.
В результате этого размеры расходов и инвестиций очень далеки от реальных. Например, средний человек при покупке дома попадает в ипотечную ловушку, погашая баснословную сумму процентов в течение 25-30 лет. Это, вместе с платежами по кредитам за автомобили и другие предметы роскоши, уменьшает располагаемый доход населения. Тем не менее, даже после выплаты всех налогов и процентов, у людей остается некоторый располагаемый доход. Процентные ставки негативным образом влияет на инвестирование; попросту говоря, людям выгоднее оставлять деньги на банковских счетах, получая проценты по вкладам, нежели инвестировать денежные средства в венчурный бизнес, тем более, если доходность этого бизнеса меньше или равна начисляемым процентам. Другими словами, процентные ставки ограничивают инвестиции и, следовательно, являются препятствием для распределения богатства.
Помимо законов, касающихся общественной собственности, в Исламе изложен ряд правил, регулирующих частную собственность, претворение в жизнь которых обеспечивает постоянный оборот капитала, а также наказание, а в некоторых случаях обложение налогом тех, кто скрывает свои богатства. Этому стоит уделять особое внимание, потому что чрезмерное накопление денег и хранение капитала на счетах с целью получить доход в виде процентов фактически изымает деньги из обращения. В Исламе есть целый ряд правил, которые ограничивают накопление богатства и способствуют расходованию, обеспечивая распределение богатства. В Исламе существует налогообложение земельной собственности, а именно харадж, размер которого зависит от качества земли, и ушр, натуральный налог с продуктов земледелия. В Исламе предусмотрена конфискация земли, если она не используется в течение 3 лет. Применение всех этих правил позволит фактически покончить с монополией, которую установили некоторые семьи в странах третьего мира, после того как унаследовали огромные участки земли от отступающих колонизаторов, если только они не используют ее продуктивно, способствуя распределению богатства.
В Исламе нет никакой выгоды в том, чтобы не тратить; проценты запрещены и накопления облагаются налогом. Отсутствие процентов означает, что оставлять деньги на банковских счетах не имеет никакого смысла, поскольку не будут накапливаться проценты, а вместо этого имущество будет облагаться налогом, если оно хранится в течение года. Отсутствие налога на доходы и расходование более значительной доли располагаемого дохода сделает доступным инвестирование в натуральные товары, имущество и объекты, что в свою очередь создаст рабочие места и удовлетворит любой спрос в экономике. В Исламе не существуют и не являются формой товара такие ценные бумаги, как акции, облигации и долговые обязательства. Единственным видом инвестиций являются инвестиции в реальный товар, которые обеспечивают постоянное формирование капитала в экономике.
Именно этому общеполитическому курсу должен будет следовать Халифат, чтобы искоренить бедность в странах мусульманского мира. Более того, эта система должна быть представлена и другим африканским и латиноамериканским странам, которые десятилетиями были погружены в нищету благодаря США, МВФ и условиям Всемирного Банка. Рассмотрение этой системы также должно стать частью глобальной повестки дня международных конференций и встреч, посвященных годовщинам, на которых будут обсуждаться цели тысячелетия. Необходимо будет пролить свет на то, что те политические меры, которые Запад предлагает сейчас бедным странам мира для решения проблем бедности, на самом деле исходят из той основы, которая и привела к возникновению этих проблем.
Страны мусульманского мира щедро одарены плодородными землями, водой и полезными ископаемыми. Правильный подход к использованию всех этих ресурсов поможет легко решить проблемы, связанные с бедностью, в исламском мире. Также необходимо отметить, что увеличение производства сельскохозяйственной продукции не является решением проблем бедности. Решение этих проблем кроется в ее правильном распределении. Турция является хорошим примером этого: 20% ее 70-ти миллионного населения живет в бедности, хотя она является мировым лидером по производству сельскохозяйственной продукции. По состоянию на март 2007 года, Турция является крупнейшим в мире производителем фундука, инжира, абрикос, вишни, айвы и граната; вторым крупнейшим производителем арбузов, огурцов и нута, третьим крупнейшим производителем помидоров, баклажанов, зеленого перца и чечевицы, четвертым крупнейшим производителем лука и оливок; занимает пятое место по производству сахарной свеклы; шестое место по производству табака, чая и яблок; седьмое место по производству хлопка и ячменя, восьмое место по производству миндаля; девятое место по производству пшеницы, ржи и грейпфрута и десятое место по производству лимона [5].
Бедность в странах мусульманского мира в процентах от общей численности населения (доля людей с доходом ниже прожиточного минимума).
Бангладеш
50%
Иран
40%
Пакистан
33%
Иордания
30%
Индонезия
27%
Турция
20%
Египет
20%
Сирия
12%
[1] The Economist (2002), Self doomed to failure, Arab Development, Special report, July 4th 2002, print edition, accessed 26th July 2006, http://www.economist.com/displaystory.cfm?story_id=1213392
[2] James A, Too much for one man to do, The Economist, July 6th 2006
[3] ‘Paying twice for apartheid' Action for Southern Africa, May 1998, Date accessed 23rd July 2006, http://www.actsa.org/Debt/paying_twice.htm#_Toc418416370
[4]Fromkin D, A Peace to End All Peace, p 45, New York: Avon Books, 1989
[5] MSNBC, Turkish agricultural production, 2006 http://ntvmsnbc.com/news/403824.asp
Khilafah.com
Перевод halifat.info