procvetanieНа протяжении 13 веков мусульманская умма наслаждалась непревзойденным благосостоянием мирской жизни посредством претворения в жизнь законов Ислама. Это благосостояние не было ограничено только успехами в области науки и медицины, о чем мы часто слышим, а оно охватило все аспекты жизни, включая социальное благополучие, здравоохранение и образование. Даже в слабые периоды исламского государства забота о благосостоянии его граждан, как мусульман, так и немусульман, всегда была одной из основных функций государства.

 

Это не удивительно, так как Аллах سبحانه وتعالى говорит:


وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

"Мы послали тебя только как милость для миров" [Aль-Анбийя, 21:107]


И Он سبحانه وتعالى говорит:

فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَىٰ

وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ

"A ecли пpидeт к вaм oт Meня pyкoвoдcтвo - тo, ктo пocлeдyeт зa Moим pyкoвoдcтвoм, тoт нe coбьeтcя и нe бyдeт нecчacтным! A ктo oтвpaтитcя oт вocпoминaния oбo Mнe, y тoгo, пoиcтинe, бyдeт тecнaя жизнь! И в дeнь вocкpeceния coбepeм Mы eгo cлeпым" [Та Ха, 20:123-124]


В этой статье мы приведем некоторые примеры того, как люди жили под властью Ислама на протяжении всей его истории. Это, инша-Аллах, поможет нам оценить и лучше понять реальность жизни под властью Ислама.


Здравоохранение


В Исламе здоровье человека высоко ценится и считается одной из основных потребностей человека, наряду с пищей и безопасностью. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:


"Кто был физически здоровым, находясь в безопасности в доме своем и имея пропитание того дня, тот как будто бы овладел всеми богатствами этого мира" [Ат-Тирмизи и Ибн Maджа]


Поэтому в Исламе, обеспечивая бесплатное и компетентное здравоохранение, была достигнута ответственность исламского государства перед всеми гражданами - как богатыми, так и бедными, как мусульманами, так и немусульманами. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:


"Имам пастырь и он ответственен за свою паству" [Аль-Бухари]


Предоставление бесплатной медицинской помощи людям было продемонстрировано Посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم в Медине. Ибн Исхак сообщил в своей книге Сира, что в мечети был построен шатер, и женщина по имени Рафайда из племени Аслам обеспечивала бесплатное обследование и лечение, как богатых, так и бедных людей. Когда Саъд ибн Муаз (р.а.) был ранен стрелой в Битве у Рва, Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал своим сподвижникам отнести его в шатер Рофайда. Как сообщает Аль-Вакыдий в своей книге «Аль-Магазий», она получила плату от государства из трофеев войны.


Предоставление медицинских услуг для граждан государства продолжалось на протяжении всей истории Ислама, и об этом свидетельствуют сами неверные. Например, Гомар, один из командиров Наполеона во время французской кампании (1798-1801) по оккупации Египта, описал медицинские услуги и 600-летние медицинские учреждения, которые он увидел: "В Бимаристан (больницу) приходили все больные без исключения, бедные и богатые. Их лечили самые лучшие врачи Востока, и им давали подарки. Существовали аптеки, снабженные медицинскими препаратами и контрольно-измерительными приборами. Каждого пациента обслуживали два человека из медперсонала. Для душевнобольных была отведена отдельная палата, и о них заботились надлежащим образом. Помимо всего прочего, их развлекали рассказами различных историй. Те, кто находился на восстановлении (после физических недугов или психологических расстройств), проводили некоторое время в реабилитационной палате. При выписке каждому пациенту платили 5 динаров для того, чтобы ему не пришлось работать, как только он выйдет из больницы". Французский востоковед, Присе Д'Авен, описывающий ту же больницу, сказал: "Залы, предназначенные для больных, были с подогревом или с большими вентиляторами, которые располагались вдоль всего зала. А полы были покрыты ветками хны, граната или ветвями ароматических деревьев".


Благосостояние


Ярким примером благосостояния граждан служит хадис Абу Хурайры в Сахих Муслим, в котором Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:


"Если человек оставит после себя какое-то имущество, то оно принадлежит наследникам, а если он оставит слабое потомство, то забота о нем лежит на нас" [Муслим]


Это означает, что государство несет ответственность за обеспечение основных потребностей, таких как питание, жилье и одежда для тех, кто не может себе этого позволить по любой причине. Благосостояние народа под властью Ислама было результатом осуществления ахкамов (законов) Аллаха سبحانه وتعالى. Понимание той ответственности, которую несет халиф и государство за людей, это то, что побудило Абу Бакра (р.а.), когда он был халифом, помогать одной старой слепой женщине, живущей в окрестностях Медины. Умар ибн Аль-Хаттаб (р.а.) тоже хотел ей помочь, но он узнал, что Абу Бакр (р.а.) уже приготовил для нее еду, прибрал в доме и постирал одежду. Такое же понимание и чувство ответственности побудило Умара (р.а.), когда он был халифом, взять из Байт уль-Мал мешки с пшеницей и продуктами, пронести их всю дорогу на своей спине женщине и ее детям, проживающим за пределами Медины и приготовить для них еду. Он (р.а.) отказался от предложения своего раба нести мешки вместо него, сказав: "Разве ты будешь нести мои грехи и обязанности за меня в День суда?"


Забота о людях распространяется также на детей. Во времена Халифата Умара осуществлялась выплата пособия, когда ребенок прекращал получать грудное вскармливание. Но однажды Умар (р.а.) услышал детский плач, и он сказал матери ребенка: "Бойся Аллаха سبحانه وتعالى в твоем ребенке и заботься о нем". Она пояснила, что она прекратила кормление грудью раньше, чтобы получить пособие от исламского государства. Уже на следующий день после Фаджра, Умар пересмотрел этот закон, и пособие стали платить сразу после рождения ребенка. Умар (р.а.) боялся расчета Аллаха وتعالى سبحانه и говорил, когда ребенок плачет: "даже дети, о Умар"! - то есть он будет спрошен о причинении вреда детям.


Животные также находятся под защитой Халифа. Ибн Рушд аль-Куртуби сообщил, ссылаясь на Малика, что как-то раз Умар (р.а.) проходил мимо осла, нагруженного глыбами камней. Понимая, что животному причиняется страдание, он снял с его спины две глыбы. Владелица осла, пожилая женщина, пришла к Умару и сказала: "О Умар, что вы делаете с моим ослом? Разве у вас есть право делать то, что вы сделали?" Умар сказал: "А как вы думаете, что меня побуждает занимать эту должность (халифа)?" Умар (р.а.) имел ввиду, что, взяв на себя ответственность быть халифом, он (р.а.) нес ответственность за выполнение всех ахкамов Ислама, включая совершение действий, описанных в хадисе Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, который рассказал Абу Дауд, по свидетельству Абу Хурайра (р.а.): "Не отягощайте задние части животных, ибо Аллах سبحانه وتعالى создал их для того, чтобы доставить вас в такое место, куда бы вам было трудно добраться, и сотворил землю, чтобы вы удовлетворяли на ней ваши потребности". То есть, мы должны быть милосердны к животным и не отягощать их.


Эта система обеспечения благосостояния людей и заботы о них действовала на протяжении всей истории Халифата вплоть до его разрушения в 1924 году. Ибн аль-Джавзи сообщил в своей книге о жизни Умара ибн Абдул-Азиза, что Умар осведомился у своих наместников со всей территории государства о количестве всех слепых, людей с хроническими заболеваниями и инвалидов. Затем он назначил проводника для каждого слепого человека и два помощника для каждого хронически больного или инвалида во всем исламском государстве, которое простиралось от Китая на востоке до Марокко на западе и от России на севере до Индийского океана на юге. Ибн аль-Джавзи также сообщил, что Умар потребовал от своих наместников помогать любому бедному человеку в беде. Каждый раз, как они это делали, он покрывал все их потребности из Байт-уль-Мал. Затем он спросил о тех, у кого есть долги, и кто не в состоянии их оплатить. Он оплатил их долги в полном объеме из Байт-уль-Мал. Потом он спросил о тех, кто хочет жениться, но не в состоянии себе этого позволить, и он оплатил их брак. Благополучие и процветание народов, находящихся под властью Ислама было таково, что во время Халифата Умара ибн Абдул-Азиза, государство не могло найти бедных людей, кому можно было бы выплатить деньги из закята.


Ибн Джарир сообщил, что во времена халифа Алвалида ибн Абдульмалика государство строило и заботилось о мечетях, прокладывало дороги, выполняло потребности людей, платило инвалидам и больным, и приказывало им не просить подаяния у людей, а обращаться к государству за помощью, если они не имеют достаточно средств для существования. Он был первым халифом, который создал и институционализировал Бимаристаны (больницы). Он назначил помощника для каждого инвалида, проводника для каждого слепого, зарплату имамам (мечетей) и построил во всем государстве "гостевые дома" для чужестранцев и путников.


Во времена правления Халифатом Омейядов и Аббасидов, вдоль дорог, по которым передвигались путники из Ирака и стран Шама (в настоящее время Сирия, Иордания, Ливан и Палестина) в Хиджаз (область Мекки) были построены "гостевые дома", которые ежедневно снабжались водой, едой и необходимыми предметами для ночлега, чтобы облегчить людям путешествие. Следы этих удобств можно увидеть сегодня в странах Шама. Факты о благотворительной передаче имущества (вакф) в пользу некоторых больниц стран Шама свидетельствуют об этом. Например, в записях о благотворительных пожертвованиях больнице Алнури в Алеппо (Сирия) говорится, что каждому психически больному человеку были назначены две прислуги, в ежедневные обязанности которых входило: купать больного, переодевать в чистую одежду, помогать в молитве (если он ее совершает), слушать Коран и выходить с ним на свежий воздух для того, чтобы больной мог расслабиться.


Халиф Усман также исполнял эти обязанности. Это проявляется в обслуживании людей путем строительства знаменитой железной дороги Стамбул-Медина во время Султана Абдулхамида II для облегчения паломникам поездок в Мекку, а также для улучшения экономической и политической интеграции далеких арабских регионов. В то время как мусульмане устремились вносить пожертвования и предлагали свою помощь для строительства железной дороги, Халиф Усман предложил людям пользоваться транспортными услугами бесплатно.


Это всего лишь беглый взгляд на то, какой раньше была жизнь людей под властью Ислама во времена Халифата. Пусть Аллах سبحانه وتعالى поможет всем нам работать над его возвращением и сделает нас этому свидетелями, которые будут наслаждаться его существованием снова. Амин.


 

Аднан Хан

 

Khilafah.com

Перевод Halifat.info

Читаемое