Университе́т Аль-Карауи́нВ феврале 2008 года Всемирный банк представил результаты исследования, в котором было проанализировано образование в мусульманском мире. В конце доклада Всемирного Банка о реформе образования в Северной Африке и на Ближнем Востоке был сделан вывод, что качество образования в арабском мире отстает от других регионов и нуждается в срочной реформе, если регион намерен бороться с безработицей. В докладе говорится, что безработица в арабском мире в среднем составляет 14%, а это выше, чем в других регионах мира, за исключением стран Африки, расположенных к югу от Сахары, и палестинских территорий, уровень безработицы которых наивысший и составляет 26%.

Высокопоставленное должностное лицо Всемирного Банка, Марван Муашир, который участвовал в докладе, сказал, что образовательная реформа должна идти рука об руку с экономическим развитием, особенно принимая во внимание тот факт, что численность молодежи в регионе чрезвычайно высока. "Это очень молодой регион - 60% населения региона моложе 30 лет, в течение ближайших 10-15 лет необходимо будет создать около 100 миллионов новых рабочих мест в арабском мире", - пояснил он."Если мы хотим создать эти места, то мы должны начать с образования."

Другое  исследование, проведенное в январе основанной в Тунисе Организацией по вопросам образования, культуры и науки Лиги арабских государств (ALECSO), показало, что 30% из приблизительно 300 миллионов человек в арабском мире являются неграмотными.

Мусульманский мир не вносит никакой вклад в науку или вносит незначительный вклад в технику. На сегодняшний день он пребывает в состояние мрака и анархии, где лидеры пожизненно наследуют свои места, не прилагая никаких усилий, чтобы вывести население из нищеты, и почти не заботясь об образовательных потребностях людей.

В докладе подтверждается, что регион инвестировал только около 5% ВВП и 20% государственного бюджета в сферу образования за последние 40 лет. Некоторые изменения произошли в странах Персидского залива и Египте, где много детей получили обязательное школьное образование и воспользовались возможностью продолжать свое образование. Результаты обучения в этих странах улучшились по сравнению с тем, какими они были раньше.

Тем не менее, в целом регион не использовал наилучшим образом накопленный человеческий капитал. Уровень безработицы особенно высок среди выпускников, и значительная часть образованной рабочей силы занята на государственной службе. Не удивительно, что связь между накоплением человеческого капитала и экономическим ростом, распределением доходов и сокращением бедности в регионе, довольно слабая.

Совершенно ясно то, что мусульманские правители - интеллектуальные банкроты без какой-либо концепции развития для мусульманского мира, и, на самом деле, проводят политику, которая способствует лишь накоплению проблем в мусульманских странах.

Королевская семья в Саудовской Аравии каждый год тратит миллионы в торговых центрах и на семейный отдых за рубежом. В Египте Хосни Мубарак тратит больше денег на строительство дворцов, чем на свой народ, в то время как Иордания тратит больше денег на возобновляемые источники энергии, чем на благосостояние. Образование просто не является приоритетом для мусульманских правителей. В результате, и без того малочисленная квалифицированная рабочая сила проводит больше времени, работая за рубежом, чем в мусульманском мире.

На  Западе, учебные программы были разработаны  в соответствии с их светскими ценностями. Для развития США и Великобритании, в частности, необходимо было иметь квалифицированные трудовые ресурсы, которые могли бы содействовать достижению внутренних и внешних политических целей государства.

Исторически мусульманский мир превосходил всех в образовании и совершил огромный вклад в науку и технику. Аббасиды первыми придали образованию официальный статус в мусульманском мире, положив начало так называемому золотому веку Ислама, когда многие области науки получили значительное развитие.

Халифы привлекали к своим дворам ученых, поэтов, врачей и философов, которым они оказывали поддержку. Обучение совершенствовалось и разрабатывалось таким образом, чтобы различия вероисповедания, цвета кожи, расы и племени не имели никаких препятствий для обучения.

Мечеть  служила основным образовательным учреждением Халифата. Однако, так как спрос на обучение рос, начали появляться медресе - современные колледжи. До этого времени образование получали в мечетях в неофициальном порядке. На этой ранней стадии, люди, которые искали знания, как правило, собирались вокруг некоторых знающих мусульман - шейхов, и эти шейхи начали проводить регулярные религиозные образовательные занятия - маджалис.

С созданием медресе появились Джамия (университеты). В Книгу рекордов Гиннесса попал университет Аль-Карауин (Джамиат аль-Каравийин) в Фесе (Марокко) как старейший в мире университет, основанный в 859 году.[1]

Университет Аль-Азхар, основанный в Каире (Египет) в 10 веке, предлагал широкий выбор научных степеней, в том числе аспирантуру, и был первым полноценным университетом.

Со временем европейцы переняли исламскую форму обучения, при чем многие сходства существуют и по сей день. Например, термин «Кафедра» в университете, произошел от арабского Курси, на котором сидел 'Алим (учитель) и обучал своих учеников.

Современная докторская степень на латыни называется "лицензия на обучение", и была разработана задолго до того, как распространилась на Европу, будучи прямым переводом арабского "иджазат ат тадрис". Разрешение на обучение предоставлял 'Алим, которого учил 'Алим, после того как он принял фетву по какому-либо вопросу, а затем защитил ее перед комиссией 'Алимов.  

Даже современная церемония вручения дипломов напоминает Исламскую церемонию. Одежду, которую носят сегодня, называли Джубба туль факих, и выдавалась она, когда 'Алим получал иджазах.

В Халифате также была создана первая публичная больница (которая заменила лечебные храмы и места для ночлега), психиатрическая больница, публичная библиотека и библиотека с выдачей книг на дом, университет, присуждающий ученые степени, и астрономическая обсерватория, как научно-исследовательский институт (в отличие от частных наблюдательных постов, как это было в древние времена).

Первыми университетами, которые выдавали дипломы, были бимаристаны - медицинские университеты-больницы, где, начиная с 9-го века, студентам-медикам, получившим квалификацию практикующего доктора медицинских наук, выдавались медицинские дипломы.

Сэр Джон Бэгот Глабб пишет: "Ко времени Ма´амуна в Багдаде были чрезвычайно развиты медицинские школы. Первая бесплатная публичная больница была открыта в Багдаде во времена халифата Харун Ар-Рашида. С развитием системы, назначались врачи и хирурги, читавшие лекции студентам-медикам и выдававшие дипломы тем, кого считали достаточно квалифицированным для практики. Первая больница в Египте была открыта в 872 году н.э., а затем публичные больницы появились по всей империи от Испании и Магриба до Персии".

Медресе были также первыми юридическими учебными заведениями, и многие полагают, что «юридические школы, известные как «Судебные Инны» в Англии», возможно, произошли от медресе, которые обучали исламскому праву и юриспруденции.[2]

В основе системы образования в Исламе лежит воспитание в человеке исламской культуры, для того, чтобы у него была уверенность в Исламе, и чтобы затем он мог нести его миру. Ислам обязывает мусульман не просто произносить шахаду, но и развивать понимание и изучение Ислама. Мусульмане в прошлом глубоко изучали и овладевали исламской культурой, с полным пониманием и ясным видением. Эти знания расширяли их кругозор и развивали их познание, что обогащало их интеллект, делая их учителями других людей.

Таким образом, мусульмане преуспевали в прошлом за счет того, что делали Ислам центральным мотивирующим фактором для своего развития. Это привело к тому, что они стали сверхдержавой того времени и сделали огромный вклад в сферу образования и научные дисциплины. И сегодня единственный путь для продвижения мусульманского мира вперед - это вынести урок из своего прошлого и понять то, что понимали первые мусульмане - достигнуть успеха в этой жизни и следующей можно только посредством Ислама.



[1] Книга рекордов Гиннеса, опубликованная в 1998 г., ISBN 0-5535-7895-2, С.242.
[2]
Макдиси, Джон А. (июнь 1999), "Исламское происхождение общего права", Северная Каролина Правовое Обозрение 77 (5): 1635-1739

Khilafah.com
2008
Перевод Halifat.info

Читаемое