koranВ книге «ат-Тайсиру фи усуль ат-Тафсир» Ата ибн Халил абу Ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир (да хранит его Аллах), приводится:


كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتًا فَأَحْيَاكُمْ ۖ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ


«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (02:28).


Это отвергающий вопрос с удивлением. Поскольку в основе человек должен поклоняться Творцу, который оживляет и умертвляет, а не проявлять неверие Ему. Ведь Всевышний Аллах – Он оживил вас, когда вы были семенем (каплей), и вдохнул в вас душу, когда вы были в утробе матерей. Затем, после того, как вы явились в мирскую обитель и прожили свой жизненный срок, Всевышний Аллах умертвил вас. Затем Он воскресил вас после смерти, и вы вернулись к Нему для расчета в день Воскрешения. Все это требует веры,

а отнюдь не отрицания (куфр). Поэтому приводится отвергающий вопрос с удивлением.


هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا ثُمَّ اسْتَوَىٰ إِلَى السَّمَاءِ فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ ۚ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

 

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи» (02:29).


Всевышний Аллах сотворил все, что существует на земле, для того, чтобы человек извлекал из этого пользу. И это служит одним из доказательств того, что вещи в своей основе являются дозволенными. Затем Всевышний Аллах возвысился над небесами, то есть приступил к созданию их после земли без сотворения чего-либо между ними. Арабы говорят: «استوى إليه» [истава’а илейхи] (направился к нему), то есть намерился на это, не обращая внимания на другое. Об этом сказал известный языковед арабского языка аль-Фарра’а.  Поэтому я предпочитаю именно этот смысл в значении слово «استوى» [истава’а] здесь. И это потому, что слово «استوى» входит в категорию муташабихат. Всевышний Аллах завершил сотворение небес и сделал их семью небесами. Всемогущий Аллах ведает обо всем, что касается Его созданий.


وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً ۖ قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ ۖ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ ﴿٣٠﴾ وَعَلَّمَ آدَمَ الْأَسْمَاءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلَائِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاءِ هَٰؤُلَاءِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ ﴿٣١﴾ قَالُوا سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَا إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا ۖ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ ﴿٣٢﴾ قَالَ يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَائِهِمْ ۖ فَلَمَّا أَنبَأَهُم بِأَسْمَائِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ


«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду». Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый». Он сказал: «О, Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете, открыто и что вы утаиваете?» (02:30-33).


После того, как Всевышний Аллах пояснил, что Он оживляет и умертвляет, что Он – создатель небес и земли, что Он сведущ обо всем - после всего этого Всевышний Аллах напоминает о еще больших милостях, которые Он даровал людям. И это в качестве удивления и выговора тем, которые не верят Аллаху после всех этих милостей, которыми Аллах даровал им. Вместо того, чтобы они были стимулом к тому, чтобы они веровали и придерживались прямого пути, они не веруют и блуждают (заблуждаются). Еще одну милость, которую Всевышний Аллах даровал Адаму, мир ему, -   возможность быть наместником на земле. Ангелы попросили Всевышнего Аллаха растолковать это решение, которое дает возможность Адаму быть наместником вместо них. Ведь они поклоняются Аллаху ночью и днем, восхваляя и освещая Его. В то время как сыны Адама сеют нечестие и проливают кровь, как об этом они узнали от Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах ответил им, что этой милостью Он одарил только Адама, а не их. И этой милостью было то, что Аллах научил  Адама всем именам, т.е. наименования с точки зрения атрибутов и значений созданий, а ангелов не научил этим именам, дабы Адам мог воспользоваться этой информацией для образования идей, которыми он сможет благоустраивать землю и быть наместником на ней. Тогда ангелам прояснилось то, что Адам по милости Аллаха знает то, что им неизвестно, и что вопрос, кому быть наместником принадлежит Аллаху, который определяет, кого пожелает, и что каждое творение должно выполнять то предназначение, для которого оно было сотворено. Ангелы сотворены для иного предназначения, нежели предназначение, для которого был сотворен Адам, мир ему. Аллах знает сокровенное, Он ведает явное и что утаивается.

 

Читаемое