بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ
«Ведь знает Аллах тех, которые правдивы»
Всевышний Аллах сказал:
В комментариях к этим аятам Ибн Касир сказал следующее: «Что касается букв оторванных от значения (алиф лам мим), то о них было сказано ранее в суре «Корова». В словах Аллаха «Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали», и они не будут испытаны?» содержится вопрос с отрицанием. Смысл этого состоит в том, что Всевышний Аллах обязательно испытывает Своих верующих рабов согласно той степени веры, которой они обладают, как об этом говорится в достоверном хадисе: «Наиболее испытуемыми людьми являются пророки, потом праведные, потом наилучшие и наилучшие. Человек испытывается соответственно своей религии, и если в его религии имеется твердость, то для него увеличивается испытание». Этот аят подобен словам Аллаха в суре «Покаяние»:
В аяте из суры «Корова» Аллах говорит:
Поэтому здесь Аллах сказал:
«Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!», т.е. тех, кто правдивы в утверждении веры и тех, кто лживы в этом. Всевышний Аллах знает прошлое, настоящее и будущее, и знает то, чего не было. В этом единодушны все имамы «ахлю сунна ва аль-джамаа». Так говорит Ибн Аббас и другие относительно слов Аллаха «не иначе как для того, чтобы узнать» (34:21), т.е. для того чтобы увидеть, поскольку видение касается существующего, но знание имеет более общее значение и может касаться как существующего так и несуществующего».
Давая комментарии этим аятам Сайид Кутб в своем тафсире «Фи зилял аль-Коран» говорит: «Ранее мы говорили, что суры, начинающиеся этими буквами, заключают в себе речь о Коране, либо непосредственно после этих букв, либо в дальнейшем изложении суры, как обстоит дело в этой суре... После этого вступления он начинает говорить о вере и испытании, которому подвергаются верующие, для того чтобы проверить у них эту веру и выявить путем испытания правдивых и лжецов. «Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали», и они не будут испытаны? Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!» В суре содержится вопрос с отрицанием того, как люди понимают веру, считая ее словами, которые произносятся на языке... Но вера это не слова, которые произносятся, а истина, в которой имеются обязанности, и нелегкая вверенная вещь, которую необходимо хранить, а также усилия, которые требуют терпения и выносливости. Недостаточно, когда люди говорят: «Мы уверовали». Утверждая веру, эти люди не оставляются без испытаний. Они подвергаются испытаниям, чтобы проявилась их стойкость, и они вышли из этих испытаний с чистыми сердцами, как огонь расплавляет золото, чтобы отделить от него дешевые примеси. Это испытание в вере является постоянной основой и неизменным законом Всевышнего Аллаха. «Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!»
Вера – это вверенная Аллахом вещь на земле, которую могут нести лишь те, кто достойны ее и способны для этого, и их сердца полны беспристрастностью и искренностью. Ее способны нести лишь те, кто предпочитают ее покою и отдыху, безопасности и благополучию. Она является вверенной вещью Халифата на земле, руководством для людей по пути Аллаха и установлением Его слова в этом мире. Она является благородной и тяжелой, а также приказом Аллаха. Те, кто несут ее, нуждаются в большом терпении.
К испытаниям относится то, что верующий может подвергаться страданиям со стороны лжи и ее сторонников, не находя помощника, который бы поддержал и защитил его. Существует испытание, связанное с семьей и любимыми людьми, за которых имеется опасение в том, что они могут страдать из-за него, а он не сможет защитить их. Возможно, они будут просить его, чтобы он смирился и сдался, взывая к нему со словами любви, родства и боязни перед Аллахом в отношении своих родных. Другим испытанием может быть то, когда верующий видит, как судьба благоприятствует лжецам, а люди считают их преуспевшими и видными лицами, и приветствуют массы. При этом сам он не пользуется вниманием, порицается людьми, никто не желает слушать его, и лишь немногие как он, из тех, кто не привязаны к ближней жизни, ощущают ту ценность истины, которая имеется у него. Существует также испытание жизни на чужбине, в среде, где люди испытывают неприязнь к его акыде. Есть и другой вид испытания, который мы ярко видим в наши дни. Это испытание проявляется, когда верующий находит народы и государства, погрязшие в низости и порочности, но наряду с этим они являются развитыми в своих обществах. Он находит их богатыми и сильными, и при этом они уклоняются от повиновения Аллаху! Существует еще и самое большое испытание – испытание души, притягательности к земной жизни, боязни смерти, а также трудность прямого следования по пути веры и нахождения на соответствующем вере уровне с существованием препятствий и затруднений в глубине человеческой души.
И когда проходит долгое время и затягивается помощь от Аллаха, испытание становится более трудным и более суровым, и тогда стойкими продолжают оставаться лишь те, кого сохранил Аллах. Это те, кто осуществляют веру в своих сердцах, и кому доверяется эта великая вверенная вещь.
Трудности очищают душу человека от скверны, и то же самое они делают с группами, из которых стойкими остаются лишь самые непреклонные, самые сильные по своей природе, те, кто крепче всех сохраняют свою связь с Аллахом и более других веруют в имеющиеся у Аллаха два блага: помощь и награда. В итоге, именно эти получают знамя победы, заслужив ее после готовности и испытания.
Они принимают на себя вверенную вещь, которая дорога им, ибо они заплатили за нее великую цену.Что касается победы веры и истины в конечном итоге, то это обещает нам Сам Аллах, и верующий не сомневается в обещании Аллаха. А если это победа затягивается, то в этом имеется предопределенная мудрость, в которой имеется добро для веры и ее приверженцев, и нет никого более ревностного в вере и ее приверженцах кроме Аллаха. Для верующих, которых постигают испытания и беды, достаточно того, что они избраны Аллахом быть хранителями Его истины, и что Аллах свидетельствует о том, что в их религии твердость, и потому Он избирает их для испытания, как говорится в достоверном хадисе: «Наиболее испытуемыми людьми являются пророки, потом праведные, потом наилучшие и наилучшие. Человек испытывается соответственно своей религии, и если в его религии имеется твердость, то для него увеличивается испытание».
Говоря же о тех, кто стараются совращать мусульман и совершают зло, то они никак не смогут спастись от кары Аллаха, как бы ни раздувалась и ни распространялась их ложь...