Поступки и действия совершенные пророком (да снизойдет милость Аллаха на него и его семью), относятся к двум категориям, а именно: врожденные и свойственные природе человека действия, с одной стороны, с другой же, все остальные.

Присущие природе человека и врожденные действия, такие как стояние, сидение, употребление пищи, питье и тому подобные, бесспорно, относятся к числу разрешенных как для Пророка,  так и для всех людей его уммы. Следовательно, они не относятся к мандубу. 

Все же остальные поступки и действия, которые не являются врожденными, то некоторые из них, рассматриваются как присущие только Пророку (с.а.в.), а некоторые – как присущие не только ему (с.а.в.). Если они присущие только Пророку (с.а.в.) как  например дозволенность поститься без перерыва в течение дня и ночи, разрешение иметь более четырех жен и тому подобные поступки, то нам запрещается подражать Пророку (с.а.в.) в таких действиях и поступках. То, что эти поступки присущи только Мухаммаду (с.а.в.), утверждено единодушным согласием сподвижников. Вследствие чего, нельзя следовать ему в данных поступках.

Те же поступки, которые известны как пояснения для нас, то без всяких разногласий они являются доказательством. Такое пояснение может быть посредством открытой речи, как например слова Посланника (с.а.в.): “Молитесь так же, как молюсь и я”, “Берите от меня свои обряды хаджа”. Эти хадисы указывают на то, что данные действия Посланника (с.а.в.) являются для нас разъяснением, чтобы мы следовали за ним.  Такое пояснение может быть   с помощью совершения действий, когда разъясняется требование Аллаха, подобно отрезанию руки именно от запястного конца лучевой кости, вследствие разъяснения слов Всевышнего:

(فَاقْطَعُوا أَيْدِيَهُما)

“Отсекайте их руки”. (5:38)

Следовательно, объяснение Пророком (с.а.в.) своих поступков с помощью слов или действий ведет к разъяснению для нас предписаний Аллаха, указывая при этом на силу требования – обязательное ли это действие, рекомендованное  или разрешенное, согласно указанию доказательства.

Что же касается действий и поступков Пророка (с.а.в.), которые не связаны с тем что указывало бы на то что они служат для разъяснения, ни отрицанием и ни подтверждением, то в таких действиях либо имеется намерение приближения к Аллаху либо оно  отсутствует. Если в этих поступках им показывается намерение приближения к Аллаху, то они становятся мандуб, и совершивший их человек получает награду, воздержавшийся же от их совершения не наказывается. Примером этому служит рекомендуемая молитва после восхода солнца (сунна Зуха). А если намерения приблизиться к Аллаху  в данном поступке не замечается, то он относится к мубаху.

 

Из книги "Система Ислама"

 

Читаемое