В этой статье нуждается каждый мусульманин. Каждый должен прочитать ее неторопливо, чтобы читатель-мусульманин смог взять пример от благородных предшественников, так как мужество – это следствие, которое появляется под воздействием веры, находящейся в сердце прежде, чем на языке. Читайте медленно, и следите за собой во время чтения, так как нет пользы от слов, которым нет соблюдения!
Мужество – это сильное сердце и его стабильность в твоем намерении, когда стремишься к желаемому. Мужество – это основа в приобретении всех совершенств, и достижении высот. Если сердце ослабло из-за отсутствия силы и халатности, то в этом есть трусость, а если злоупотребил силой и оставил справедливость, то это есть причина безрассудства. Требуется справедливость и умеренность сердца в меру, между упущением и избытком, и эта умеренность является причиной мужества и его происхождением.
Трусливый человек должен излечить свою трусость через уничтожение источника этой трусости. Если оно вызвано невежеством, тогда это невежество лечится поиском знаний. Источником может быть страх перед неизвестным, и это излечивается через опыт. Мы видим, что новичок в публичных выступлениях, в проведении молитвы, хутбы испытывает поначалу страх, но с опытом этот страх преодолевается. Мы видим, что когда кто-то впервые встречается с монархом или правителем, он может побаиваться этой ситуации, его язык будет связан и его осанка будет напряженной. Это из-за волнения перед новой ситуацией. Однако если эта ситуация повторяется много раз, страх исчезает. Первоначальные склонности и характер могут быть изменены (как, например, застенчивость и робость).
Достаточным примером этого служит так называемый ребенок хава (дети, обученные ухаживать за змеями), который хватает большую змею, которая напугала бы смелых мужчин, в то время как этот ребенок может бояться лягушек, потому что он с ними не сталкивался. Дрессировка животных – это процесс изменения их первоначальной склонности, и это достигается благодаря тренировкам. Волк может играть с овцой, кот с мышью и собака с кошкой, если они так надрессированы, несмотря на то, что это против их первоначальной и естественной природы. Если даже животные могут изменить свои характеристики, разве люди не могут делать то же самое?
Наличие сильного сердца ведет к победе. Али спросили: «Как ты побеждаешь своих врагов?». Он сказал: «Когда я встречаюсь с моим врагом, я верю с полной убежденностью, что одержу над ним верх, и он тоже верит, что я одержу над ним верх. Таким образом, оба – я и он помогаем мне против него».
Кто-то посоветовал: «Верь в победу, и ты будешь победителем».
Другие сказали: «Если ты боишься своего врага, ты позволил послать армию против твоего сердца».
Мы обнаружили, что тех, кто умер из-за своего страха больше, чем тех, кто погиб из-за своей смелости.
Так как нападение с большим интересом, с беспристрастностью и без воображения и иллюзии есть причина достижения полной победы. Сила сердца достигается выполнением приказов Аллаха и отдалением от запретного. Силой сердца приобретается добродетель, силой сердца заканчивается следование страстям, силой сердца приглушаются тайны, отталкивается стыд, силой сердца преодолеваются трудности, и силой сердца терпится характер людей.
Храбрость и мужество при встрече с реальностью, где необходимо их проявление, бывают трех видов:
1. Воин, который стоит перед вражеской армией, вызывающий вражеского соперника выйти к нему на поединок и сразиться с ним.
2. Воин, который остается спокойным, сконцентрированным и невозмутимым, в то время как битва накаляется. И когда другие поддаются страху, он не теряет присутствия духа и не смущается и действует таким образом, что доказывает, что он полностью контролирует себя.
3. Воин, который, когда все побеждены и отступают, остается твердым и зовет их назад и ободряет их продолжать сражение. Он становится препятствием между ними и врагами, укрепляет сердца своих товарищей, и поддерживает слабых среди них красивыми словами, поднимая их боевой дух. Он помогает тому, кто упал, подталкивает того, кто остановился, он находит того, кто упал с коня, и так до тех пор, пока враг его не отчается. Такой человек самый мужественный, и о таком говорится: «Боец позади убегающих подобен просящему прощения за небрежных».
Самый мужественный герой – это тот, кого Аллах одарил имуществом и он способнее своего самого заклятого врага, которым является его страсть. Таким образом, герой – это человек, который овладел своей страстью и направил её к тому, что обязал шариат, и отвернулся от того, что он запретил. А не тот, кто сидит на одном месте, подчиняясь своим страстям и заблуждениям, упорный, надоедливый, равнодушно относясь к трудностям и боли, как это было во время первой джахилии. Все это качества волков, ослов и свиней. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не тот силён, кто побеждает быстро, силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе» (Бухари).
Приводит Ибн Хиббан: «Не силен тот, кто побеждает людей, а тот, кто побеждает себя». Арабы говорят: «Мужество – это предохранение, а трусость это смерть, которая является плохим качеством человека». И как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Самое большое зло в человеке – это тревожная трусость и проклятая скупость» (Абу Дауд). Трусость на самом деле – из-за сомнений в предначертанном, и недоверие к Аллаху. Мужественные люди – это те, которые хорошего мнения об Аллахе, потому что они уверенно знают, что смерть не ускорится и не задержится. Они не боятся и не бегут от нее, так как знают, что защиты и спасения от смерти нет. Она придет в свой установленный срок.
Мужество Пророка (да благословит его Аллах и его семью).
Самым смелым человеком из всего человечества является Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он обладал самым сильным сердцем из всех людей. Он сталкивался с самыми тяжелыми ситуациями. Герои разбегались вокруг него, когда он оставался твердым и стойким. Посланник Аллаха никогда не повернул спину врагам в битве.
В сборниках хадисов Бухари и Муслима Анас ибн Малик передает: «Посланник Аллаха был самым лучшим из людей, он был самым щедрым и самым отважным».
Али ибн Абу Талиб сказал: «Когда свирепость битвы достигала своего пика и глаза краснели, мы искали спасения рядом с Посланником Аллаха. Он бывал ближе всех нас к врагу» (Муслим).
Один человек спросил Аль-Бара ибн ‘Азиба: «Вы когда-нибудь убегали (т.е. от врагов) при жизни Посланника Аллаха?». Он сказал: «Да, мы убегали. Но он – нет» (Бухари, Муслим).
В битве при Ухуде Убай ибн Халаф, сидя на коне, ринулся на Посланника Аллаха. Некоторые мусульмане хотели воспрепятствовать этому, чтобы защитить Посланника Аллаха, но он приказал им отойти в сторону. Посланник Аллаха подобрал копье и метнул его в Убайя, который был полностью закован в железные доспехи. Ничего не было видно из его тела кроме его глаз и узкой прорези на его шее. Копье вонзилось прямо ему в шею, и он упал со своей лошади. Несмотря на то, что копье вызвало только небольшой синяк на его шее благодаря защите его доспехов, Убай побежал назад, вопя: «Мухаммад убил меня!». Курайшиты проверили его и сказали: «Мы не находим никакой большой раны. Ты в порядке!» Он сказал: «Мухаммад заявил, что он убьет меня, поэтому это должно случиться!». Позже он умер на пути в Мекку.
Сообщается, что как-то раз один человек спросил Аль-Бара ибн ‘Азиба, (да будет доволен им Аллах): «Верно ли, что в день битвы при Хунайне вы бежали, покинув Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» Он сказал: Да, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не побежал. Люди из племени Хавазин хорошо стреляли из луков. Повстречавшись с ними, мы атаковали их, и они побежали, а когда мусульмане занялись военной добычей, они обстреляли нас из луков. Что же касается Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то он не обратился в бегство, и, поистине, я видел его сидящим на своей белой мулице. В это время Абу Суфьян держал её под уздцы, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил (такие слова): «Я − Пророк, и нет в этом лжи! Я − Ибн ‘Абд Аль-Мутталиб!».
Отважных людей этой Уммы слишком много, чтобы их подсчитать. В самом верху списка стоят сподвижники, которых Аллах похвалил в Коране:
مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ ۚ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).
Самые известные храбрецы этой Уммы:
1. Абу Бакр
Смелость Абу Бакра была засвидетельствована героем этой Уммы Али ибн Абу Талибом. Когда он был халифом, он спросил: «Кто самый храбрый из людей?». Люди сказали: «Ты». Он сказал: «Я никогда не проиграл в поединке (дуэли). Но самый храбрый человек – Абу Бакр. Во время битвы при Бадре мы построили навес для Посланника Аллаха, и мы спросили, кто будет охранять Посланника Аллаха в нем. Абу Бакр пришел, неся свой меч, и защищал Посланника Аллаха целый день. В Мекке многобожники напали на Посланника Аллаха. Один тянул его, другой бил его, и они кричали: «Ты превратил наших богов в одного Бога?». Никто не осмеливался пойти на выручку к Посланнику Аллаха, кроме Абу Бакра.
Он пошел и начал сражаться с ними, говоря: «Неужели вы убьете человека просто потому, что он говорит: «Аллах – мой Господь!». Затем Али спросил: «Кто лучше: Абу Бакр или верующий из семейства Фараона?» (его история упоминается и восхваляется в Коране). Люди молчали. Он спросил: «Почему вы не отвечаете? Клянусь Аллахом, один миг из жизни Абу Бакра лучше, чем весь мир, полный подобными этому верующему из семейства Фараона! Верующий из семейства Фараона скрывал свою веру, а Абу Бакр объявил о своей вере открыто!».
Абу Бакр – самый смелый мужчина этой Уммы после Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы не можем не заметить крепость его сердца во время битв при Бадре, Ухуде, у Рва, Худайбии и Хунайне. Достаточно упомянуть его стойкость, твердость и его укрепление всей Уммы, когда самое большое несчастье постигло её: смерть Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это было тогда, когда сердца поменялись, и вся нация была потрясена. Когда все сердца трепетали, сердце Сыддыка было твердым. Если бы сердце Абу Бакра было бы положено на одну чашу весов, а сердца всей Уммы на другую, его сердце перевесило бы их всех. Если бы смелость Абу Бакра в его решении сражаться с вероотступниками была распределена между трусливыми людьми на всей поверхности земли, её было бы достаточно, чтобы сделать их храбрецами.
2. Умар ибн аль-Хаттаб
Достаточно сказать, что смелость Умара была достаточной, чтобы заставить Иблиса избегать его.
Посланник Аллаха сказал Умару: «О сын Хаттаба, клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа, когда бы Шайтан не видел тебя, идущим по одной дороге, он идет по другой» (Бухари, Муслим). Ислам Умара усилил мусульман. Абдуллах ибн Масуд сказал: «Мы не могли молиться открыто рядом с Каабой, пока Умар не стал мусульманином». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды поднял обе руки в мольбе и сказал: «О Аллах, укрепи Ислам тем из двоих, кого Ты больше любишь: Умаром ибн аль-Хаттабом или Абу Джахлем ибн Хишамом!».
3. Али ибн Абу Талиб
Он был львом этой Уммы. Он не пропустил ни одной битвы Посланника Аллаха, кроме Табука, потому что Посланник Аллах назначил его правителем Медины в свое отсутствие. Во время битвы при Хайбаре Посланник Аллаха сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника, и Аллах и Его Посланник любят его. Он не поворачивает спины в битве, и Аллах дарует победу через него». Все асхабы желали получить эту честь. На следующий день Посланник Аллаха позвал Али и вручил ему знамя.
Мусаб аль Зубайри сказал: «Али был очень осторожен в битве. Он превосходно уклонялся от ударов противника, и когда он атаковал, он защищал все свои стороны, и когда он отступал назад от своей атаки, он защищал себя еще сильнее (т.е. Али был великолепным бойцом и мастером боя). Никто не мог добраться до него. Его щит был односторонним. Он защищал его только спереди. Его спросили: «Разве ты не опасаешься атаки сзади?». Он ответил: «Я никогда не даю возможность моему врагу атаковать меня сзади».
Отважными героями исламская Умма не бедна, их очень много, бесстрашных воинов, всадников, почти бесчисленное количество. И то, что мы напомнили, является только началом большой истории, продолжение которой следует.
И пусть в их храбрости будет пример для нас.
Аль-Ваъй