Развал Советского Союза в начале 1990-х г., его крушение как государства, явилось основой падения и гибели мировой, межгосударственной идеологии.
Сразу после II мировой войны началось противостояние между Западным блоком во главе с Америкой и Восточным блоком во главе с Советским Союзом.
Это противостояние, известное под именем “холодная война” было не только межгосударственным противостоянием между двумя блоками, но, в то же время, носило черты идеологического противостояния между капиталистической и социалистической идеологиями. Это противостояние охватывало не только Европу, но и весь мир.
С Падением Советского Союза и образованием множества государств, отдалением марксистской социалистической идеологии, как системы и метода, от жизни народов региона и гибелью марксистского социализма на международной арене в мировом масштабе закончилось и противостояние между этими двумя блоками.
Америка и Западный блок, считая эту гибель победой капиталистической идеологии, ее системы и образа жизни восприняли образное утверждение японского философа Фокоями о том, что эта победа является победой людей верящих в капитализм и демонстрирует исключительную важность пройденного этапа в истории человечества.
Только идеологии: даже если это приводит к упадку верящих в идеологию государств, распаду и возникновению новых общностей – не исчезают. Идеологии гибнут лишь в том случае, если народы и общины отказываются от веры в идеологию, начинают исповедовать новую идеологию и строить жизнь согласно новым убеждениям.
Это явление случилось и с марксистским социализмом. Так, основавшие Восточный блок народы и нации отказавшись от марксистского социализма вернулись к капитализму и начали строить свою жизнь по капиталистически. При сопоставлении марксистского социализма с Исламом видно: что даже после падения в 1924 г. Османского Халифата, идеология существует в мировом масштабе.
Несмотря на то, что она состоит из различных народов, практически отдалена от исламского образа жизни и на то, что пока не у всех мусульман имеются государства – исламская община продолжает верить в эту идеологию.
Пока существуют те, кто верит в какую-либо идеологию, она продолжает оставаться мировой идеологией, даже если помимо своей воли из-за внешних факторов они не могут осуществлять на практике свою систему в полном объеме. Однако когда государство не исповедует идеологию и последовательно не проводит межгосударственную политику на основе своих убеждений, она не сможет занять достойное место на международной арене.
На основании этого: Пророк (благословение и мир Аллаха ему) после переселения в Медину и основания первого исламского государства и со дня создания на основе исламской идеологии исламской общины дал жизнь мировой исламской идеологии. Со дня основания до первой четверти XX века, то есть до падения Османского Халифатского государства – весь этот период эта идеология существовала в форме государства.