ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ ШАРИАТА


Среди мусульман в эпоху сподвижников (сахабов) бытовала практика выведения законов шариата из Корана и Сунны ими самими. Разрешая различные спорные вопросы между людьми, судьи сами выводили законы шариата применительно к каждому конкретному случаю. Правители, начиная с амир аль-муминиина (халифа) и до управляющих провинциями (валиев) и другие, имея необходимые знания для совершения ижтихадов, сами выводили законы шариата, решая все проблемы, возникавшие в периоды их правления. Абу Муса Аль-Ашари и Шурайх были судьями, которые выводили законы и судили на основании своих ижтихадов. Также и Муаз ибн-Джабал, который во времена Пророка (с.а.в.) был валием, выводил законы и управлял в своем вилаяте на основании собственных ижтихадов. На собственном ижтихаде осуществлялось законодательство и правление халифами Абу Бакром и Умаром. Муавия и Амр ибн-Аль-Ас были валиями, которые также осуществляли правление в своих провинциях на основе собственных ижтихадов. Вне зависимости от ижтихадов судей и управляющих провинциями, именно халиф, принимал определенный исламский закон, приказывая людям поступать в соответствии с ним. Кадии и валии, а также все остальные люди в обязательном порядке исполняли данные законы. При этом они оставляли свои взгляды и свои ижтихады, поскольку закон шариата утверждает, что все решения имама (халифа) необходимо обязательно исполнять, как открыто, так и скрыто. Примером этому может служить принятие Абу Бакром закона, согласно которому одновременно трижды произнесенная фраза о разводе считалась одним разводом. Следующий пример – принятый им закон о равномерном распределении между мусульманами имущества, когда не учитывалось то, сколько времени прошло после принятия ими Ислама или что-то другое. Все мусульмане, включая кадиев и валиев, неуклонно следовали этим выбранным Абу Бакром законам. Когда же к власти пришел Умар, то по этим двум вопросам он принял иное мнение, отличавшееся от принятых Абу Бакром решений по этим вопросам. Он приказал людям считать одновременно трижды произнесенную фразу о разводе - тремя разводами, а распределение же имущества между людьми было поставлено им в зависимость от времени принятия ими Ислама и в соответствии с их нуждами. Все мусульмане, включая валиев и кадиев, неизменно следовали этим принятым законам. Умар также принял закон, согласно которому земля, полученная в результате военных действий, считалась трофеем государственной казны. Прежние же собственники продолжали пользоваться этой землей, и она не раздавалась военным и мусульманам. Соответственно, все валии и кадии руководствовались этим принятым законом, претворяя его в жизнь. Все сподвижники были единодушно согласными в том, что только халиф обладает правом принимать определенные законы, требуя следовать им, и что мусульмане должны подчиняться этим принятым халифом законам, даже если они противоречат их собственным ижтихадам. К наиболее известным шариатским правилам относятся:

“Правитель (халиф) обладает правом принимать столько законов, сколько требуется в соответствии с возникающими проблемами”.

“Принятый халифом закон устраняет разногласие”.

“Повеления халифа выполняются, как открыто, так и скрыто”.

Позднее халифы также приняли определенные законы. Например, халиф Харун Ар-Рашид принял в области экономики определенный свод законов книги “китабу-ль-харадж” (книга земельного налогообложения), обязав всех людей соблюдать данные законы.