ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА


Существует различие между культурой (хадара), и цивилизацией (мадания). Культура представляет собой комплекс понятий о жизни, а цивилизация представляет собой материальные формы осязаемых вещей, используемые в жизни. Культура, согласно тому или иному мировоззрению, является частной. Цивилизация же бывает и частной, и общей. Например, объекты цивилизации, исходящие из культуры, такие как скульптуры, являются частными. Объекты же цивилизации, являющиеся следствием достижений науки, промышленности и его прогресса, являются общемировыми, и не являются характерными для какого-то отдельного народа.

Это существующее различие между культурой и цивилизацией следует всегда правильно и ясно понимать, как и следует правильно понимать различие, имеющееся между объектами цивилизации, исходящими из культуры и объектами цивилизации, являющимися результатом достижений науки и промышленности. Это необходимо для того, чтобы при принятии цивилизации иметь в виду различия между ее объектами, а также различия между ней и культурой. Нет того, что запрещает принятие западной цивилизации, являющейся следствием науки и промышленности. А вот западную цивилизацию, являющуюся результатом западной культуры ни в коем случае нельзя принимать. Поскольку недопустимо принятие западной культуры в силу ее полного противоречия исламской культуре в своей основе, на которой она зиждется, а также в представлении жизни и в объяснении смысла человеческого счастья.

Западная культура основана на принципе отделения религии от жизни и исключении любого влияния религии на жизнь. Из-за этого произошла идея отделения религии от государства, поскольку такая идея получается естественной при отделении религии от жизни и отвержении наличия религии в жизни. На этой основе зиждется вся жизнь и ее система. Западная культура изображает жизнь выгодой, так как выгода является критерием поступков в западной культуре. И как следствие на выгоде основывается система и строится культура. Отсюда выгода является ярким понятием в системе и культуре, так как она изображает жизнь выгодой. Поэтому, счастьем у них считается предоставление человеку наивысшего уровня плотского наслаждения с предоставлением ему возможностей для достижения такого наслаждения. Таким образом, западная культура является чисто корыстной культурой, которая во всем преследует выгоду, не принимая в расчет ничего кроме выгоды, и определяет выгоду критерием поступков человека. А духовная сторона, рассматривается как личное дело индивида, не имеющее распространения на все общество. Духовная сторона ограничивается церковью и церковными служителями. Вследствие этого, в западной культуре нет места нравственным, духовным и гуманным ценностям. В ней имеются только материальные, корыстные ценности. Вследствие такого подхода, гуманитарной деятельностью занимаются организации, отделенные от государства, такие как Организация Красного Креста, миссионерские организации. От жизни отдалены все остальные ценности, кроме материальной, которой является материальная прибыль. Таким образом, западная культура является этим комплексом представлений о жизни.

Исламская же культура строится на основе, которая противоположна основе западной культуры, ее взгляд на жизнь отличается от взгляда западной культуры на нее, и также понимание счастья в исламской культуре полностью отличается от понимания счастья в западной культуре. В основе исламской культуры лежит вера в Аллаха и, что Он создал для вселенной, человека и жизни определенную систему, и все это функционирует в соответствии с этой системой. Аллах послал человечеству Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха) с религией Ислам. Это значит, что исламская культура в своей основе построена на исламской акъиде. Эта акъида заключается в вере в Аллаха, Его ангелов, Книги, Посланников, Судный День, а также в то, что судьба и божественные предначертания, хорошие или плохие, исходят только от Всевышнего Аллаха. Эта акъида является основой культуры и таким образом культура строится на духовной основе.

Представление жизни в исламской культуре выражается в исламской философии, которая исходит из исламской акъиды, и на которой строится вся жизнь и поступки человека. Этой философией является единение материи с духом, то есть требование осуществлять все поступки в соответствии с предписаниями Аллаха. Эта философия и является основой представления жизни. Поступок человека является материей, осознание же человеком своей связи с Аллахом при совершении поступка со стороны того, что он относится к запрещенному или разрешенному, является духом. В результате этого осуществляется единение материи с духом. Основываясь на этом, направляющим фактором поступков мусульманина являются приказы Аллаха и Его запреты. Целью же совершения мусульманином своих поступков в соответствии с приказами и запретами Аллаха является достижение довольства Всевышнего Аллаха, а совсем не достижение корысти. Желанием же выполнения поступка является ценность, преследуемая при выполнении данного поступка. Имеются различного рода ценности согласно наличию различных поступков. Так ценность может быть материальной, как в случае если человек занимается торговлей с желанием получения прибыли. При этом сама торговля представляет собой материальный поступок. В этом действии направляющим фактором для человека является осознание им своей связи с Аллахом согласно Его приказам и запретам, желая при этом приобрести довольство Аллаха. Преследуемая же при выполнении такого действия ценность, представляет собой приобретение материальной прибыли, что и называется материальной ценностью.

Ценность может быть духовной, к которой относятся намаз, закят, пост, паломничество и другое. Имеется также и категория нравственных ценностей, таких как правдивость, надежность, верность. Ценности бывают гуманными, такие как спасение утопающего, оказание помощи бедствующим. Человек, совершая какой-либо поступок, преследует осуществление этих ценностей. Но не эти ценности являются направляющим фактором действий человека и не они являются конечной целью, которую человек стремится достичь. Они являются лишь ценностями, которые бывают различными согласно наличию различного рода действий.

Счастьем является достижение довольства Аллаха, а не удовлетворение потребностей человека, поскольку удовлетворение всех потребностей человека, как органических потребностей, так и потребностей инстинктов, является необходимым для сохранения жизни человека. Само лишь их удовлетворение не может быть счастьем. Таковым является представление жизни и это – основа, на которой строится это представление. Это – основа исламской культуры, которая полностью отличается от западной культуры. Также и объекты цивилизации исходящие из исламской культуры противоречат объектам цивилизации, исходящим из западной культуры. Например, картина является одним из объектов цивилизации. Так, картина обнаженной женщины, на которой показываются все ее красоты, принимается западной культурой как объект цивилизации, который соответствует жизненным понятиям западной культуры о женщине. Представители западной культуры видят в этой картине произведение искусства, и гордятся ею как объектом цивилизации, если она соответствует требованиям искусства. Однако такой объект цивилизации полностью противоречит культуре Ислама, не соответствуя понятиям Ислама о женщине, честь и достоинства которой должны всегда находиться под защитой. Поэтому Ислам запрещает подобное изображение, так как, оно способствует возбуждению инстинкта рода и приводит к полному беспорядку нравственности. Подобно этому, если мусульманин желает построить дом, который является объектом цивилизации, то он принимает во внимание, чтобы женщины в доме, одетые в обычные домашние одежды, были укрыты от взглядов посторонних. Вследствие этого, он окружает свой дом забором, что не учитывает приверженец западной культуры. И таким же образом все объекты, исходящие из западной культуры, такие как скульптуры и другое. Также и одежда, если она характерна для неверных, то мусульманину ее одевать запрещается, поскольку она связана с определенной точкой зрения на жизнь. Если же одежда не признается как присущая только неверным, как, например если они просто привыкли носить какую-то определенную одежду по надобности или для украшения, то эта одежда относится к числу предметов общей цивилизации и их использование разрешено.

Если же объекты цивилизации исходят из науки и промышленности, как, например медицинское оборудование, транспорт, техника, мебель и тому подобное, то они являются общемировыми объектами цивилизации и их применение разрешено шариатом, поскольку они не исходят из культуры и не имеют отношения к ней.

Беглый взгляд на западную культуру, которая сегодня доминирует во всем мире, показывает, что она не в состоянии обеспечить для человечества спокойствие. Напротив, именно западная культура стала причиной несчастий современного мира. Культура, которая основана на отделении религии от жизни в противоположность природе человека, культура, которая не придает никакого значения духовной стороне общественной жизни, и представляет жизнь только как стремление к выгоде, считая ее основой отношений между людьми, такая культура может приносить людям только постоянные беспокойства и бедствия. До тех пор, пока эта корысть будет являться основой, то обычным явлением в отношениях между людьми будут оставаться споры, распри и борьба за получение этой корысти, и тогда естественно приходиться опираться только на применение силы, на пути установления отношений между людьми. Вследствие этого, для приверженцев западной культуры свойственна политика империализма, и не свойственна устойчивая нравственность, поскольку, основой их жизни является выгода. Так в западном обществе естественно игнорируются благие нравственные качества, таким же образом удалены духовные ценности, и жизнь в этом обществе строится на конкуренции, борьбе, вражде и империализме. Существующий сегодня в мире духовный кризис, постоянное беспокойство и зло является лучшим доказательством, указывающим на результаты этой западной культуры. Поскольку именно она господствует в мире, и именно она привела к этим опасным для всего человечества результатам.

Если же рассмотрим исламскую культуру, которая лидировала в мире, начиная с 7-го столетия и вплоть до конца 18-го столетия, то ясно наблюдается, что она не была империалистической. Империалистические мотивы вообще противоречат ее сущности, поскольку она не проводит различия между мусульманами и немусульманами. И для всех народов, подчинившихся ее законам, она обеспечила справедливость на протяжении всего времени своего правления. Поскольку она является культурой, строящейся на духовной основе, которая осуществляет все ценности – духовные, материальные, нравственные и гуманные. Она придает все значение в жизни акъиде. Ее представление о жизни заключается в том, чтобы жизнь велась в соответствии с приказами и запретами Аллаха, разъясняя, что истинным смыслом счастья является достижение довольства Всевышнего Аллаха. Когда эта культура, как и прежде, будет господствовать в мире, то она обеспечит разрешение всех кризисов в мире и обеспечит процветание всему человечеству.

 

Читаемое