Статья 1: Исламская доктрина (акъида) является основой государства. Ничто не может существовать в государственной структуре, форме правления, подотчетном органе или в любой другой сфере государственной деятельности, что не исходит из исламской акъиды в качестве своего источника. Исламская акъида также является основой конституции и законов шариата, так что недопустимо наличие чего-либо имеющего отношение к ним без того чтобы это не исходило из исламской акъиды.
Статья 2: Дару-ль-Ислам (исламская территория) - это территория, на которой претворяются в жизнь законы Ислама, и безопасность которой обеспечивается мусульманами. Территорией неверия (дару-ль-куфр) является та территория, которая управляется законами неверия или же, безопасность которой не обеспечивается Исламом.
Статья 3: Халиф облечен властью, принимать определенные шариатские законы, которые затем издаются в форме законов и конституции. Если халиф принял в этом плане шариатский закон, то он становится единственным законом, которым надлежит руководствоваться. Каждый гражданин обязан, как открыто в обществе, так и вне общества подчиняться этому закону.
Статья 4: Халиф не принимает какие-либо определенные законы шариата относительно обрядов поклонения, исключая случаи закята и джихада. Он также не принимает никакие мысли, которые касаются исламской акъиды.
Статья 5: Все граждане исламского государства имеют шариатские права и обязанности.
Статья 6: Все граждане государства имеют равные права, независимо от религии, расы, цвета кожи и тому подобное. Запрещается любая дискриминация граждан государства, независимо от того, связано ли это с вопросами правления, касается ли это правосудия или управления других дел общества.
Статья 7: Государство распространяет действие законов шариата на всех граждан, которые имеют гражданство исламского государства, мусульман и не мусульман, следующим образом:
а) Действие всех законов Ислама распространяется без каких-либо исключений на всех мусульман.
б) Немусульманам разрешается следовать своим убеждениям и соответственно совершать свои религиозные обряды в соответствии с общим порядком.
в) Отступившие от Ислама несут наказание в соответствии с законом об отступничестве, если они сами являются вероотступниками. Если же они являются детьми отступников, являясь немусульманами, то с ними имеют место взаимоотношения как с немусульманами в соответствии с их реальным положением, то есть как с язычниками или как с людьми, имеющими писание (евреи, христиане).
г) В отношении пищи и одежды к немусульманам имеет отношение в соответствии с их религиями в рамках того, что дозволяют законы шариата.
д) Брачные отношения и развод, регулируются в среде немусульман по их религиям и эти же отношения между мусульманами и немусульманами регулируются в соответствии с законами Ислама.
е) Все же остальные шариатские законы и положения исламского шариата, такие как взаимоотношения, наказания, свидетельские показания в суде, системы правления, экономики и другие претворяются в жизнь государством, имея одинаковое распространение, как на мусульман, так и на немусульман. Эти законы и положения исполняются также государством над муахидами (граждане неисламского государства, находящиеся на территории Ислама, между странами которых и исламским государством, имеются определенные договора), мустамининами (люди, которым дано разрешение на временное пребывание на территории исламского государства не более чем на один год) и всех, кто находятся под властью Ислама, а также исполняются над всеми отдельными гражданами государства за исключением послов, консулов, членов дипломатических миссий и им подобным, которые имеют дипломатический иммунитет.
Статья 8: Арабский язык является единственным языком Ислама и единственным языком, который использует государство.
Статья 9: Ижтихад является фарз кифая (коллективной обязанностью, связанной с достаточностью, то есть если эта обязанность выполнена некоторыми мусульманами, то остальные мусульмане освобождаются от нее). Каждый мусульманин имеет право на совершение ижтихада при условии, если он в полной мере отвечает условиям ижтихада.
Статья 10: В Исламе отсутствует такое явление, как духовенство и каждый мусульманин несет на себе ответственность Ислама. Государство предотвращает все то, что может указывать на наличие духовенства среди мусульман.
Статья 11: Основной деятельностью государства является распространение Ислама.
Статья 12: Единственными признаваемыми доказательствами для законов шариата являются Коран, Сунна, единодушное мнение сподвижников Мухаммада (иджмау-с-сахаба) и аналогия (къияс).
Статья 13: Любое лицо остается невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. Никто не может быть подвергнут наказанию без судебного приговора. Относительно всех запрещены любого рода пытки. Те же, кто совершают это, наказываются.
Статья 14: В основе дел и поступков лежит то, что при их выполнении необходимо соблюдать законы шариата. Поступок нельзя исполнять до тех пор, пока неизвестен соответствующий ему закон шариата. В основе всех вещей лежит дозволенность до тех пор, пока нет запретного доказательства.
Статья 15: То, что приводит к запретному, является запретным, если имеется преобладающее предположение о том, что это приведет к запретному, а если имеется лишь опасение в этом, то оно не является запретным.
СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ
Статья 16: Система правления государством является унитарной системой, и не является федеративной.
Статья 17: Правление является централизованным, а административное управление - децентрализованным.
Статья 18: Правителями являются следующие четыре лица:
1. Халиф.
2. Муавин тафвид (полномочный помощник халифа).
3. Валий (губернатор - региональный правитель).
4. Местный руководитель (амил). Все остальные государственные чины являются служащими и не имеют статуса правителей.
Статья 19: Осуществлять правление, а также любое дело, которое считается из области правления, имеют право только лишь мужчины, которые свободны (то есть не являются рабами), справедливы, достигшие совершеннолетия, находящиеся в здравом уме, способные выполнять те обязанности, которые возлагаются на них и являющиеся мусульманами.
Статья 20: Правом всех мусульман, а также их коллективной обязанностью (фарз кифая) является требование отчета от правителей за их действия. Немусульмане из числа граждан государства обладают правом подачи жалобы на несправедливость правителя и его неправильное применение законов Ислама по отношению к ним.
Статья 21: Мусульмане имеют право образовывать политические партии для того, чтобы требовать отчета от правителей, а также для того, чтобы достичь власти посредством уммы при условии, что эти партии будут основаны на исламской доктрине и принимаемые ими законы, будут являться шариатскими законами. Для основания таких партий не требуется какого-либо разрешения. Запрещается любая партия, которая основана на иных принципах, кроме Ислама.
Статья 22: Система правления основывается на следующих четырех принципах:
1. Главенство принадлежит шариату, а не народу.
2. Власть принадлежит умме.
3. Назначение одного халифа является обязанностью мусульман.
4. Только халиф обладает правом принятия шариатских законов, и только он издает конституцию и остальные законы.
Статья 23: Государство основывается на следующих восьми аппаратах:
1. Халиф.
2. Уполномоченный помощник (муавин тафвид).
3. Исполнительный помощник (муавин танфиз).
4. Амир джихада (командующий исламской армии).
5. Губернаторы (валии - руководители областных регионов).
6. Юстиция (къадаъ).
7. Государственные учреждения.
8. Собрание уммы (мажлису-ль-умма).
ХАЛИФ
Статья 24: Халиф выступает во власти и в исполнении шариата от имени уммы.
Статья 25: Заключение халифата - есть договор по обоюдному согласию и выбору. Никто не может быть принужден к принятию поста халифа, и никто не принуждается в своем выборе того, кто принимает этот пост.
Статья 26: Каждый совершеннолетний, находящийся в здравом уме мусульманин будь-то мужчина или женщина имеет право принимать участие в выборах халифа и в принесении ему присяги. Немусульмане не имеют такого права.
Статья 27: Как только происходит заключение договора на принятие поста халифа в пользу одного кандидата с принесением ему присяги теми, кем заключается присяга, то для остальной части населения это уже будет не присяга заключения, а присяга на повиновение. Те, в ком усматривается вероятность непокорности и разделения единства мусульман принуждаются к этой присяге.
Статья 28: Никто не может стать халифом без назначения его на этот пост мусульманами. Равно как и то, что никто не может обладать полномочиями халифа без заключения договора на принятие поста халифа в соответствии с шариатом, как это имеет место с любым другим договором в Исламе.
Статья 29: Относительно страны или нескольких стран, приносящих халифу присягу заключения, имеются следующие условия:
а) власть этой страны должна быть самостоятельной, опирающейся лишь на мусульман, а не на какое-либо кафирское (неверное) государство.
б) внутренняя и внешняя безопасность мусульман в этой стране должна обеспечиваться безопасностью Ислама, а не безопасностью куфра (неверия). Что касается только присяги на повиновение от других стран, то их эти условия не касаются.
Статья 30: Лицо, которому дают присягу для принятия поста халифа, обязано полностью соответствовать условиям заключения. Во внимание принимается лишь главное - соответствие условиям заключения, если даже это лицо не соответствует полностью предпочтительным условиям, для того чтобы стать халифом.
Статья 31: Нижеследующие семь условий предъявляются лицу, назначаемому на пост халифа:
1. Мужчина.
2. Мусульманин.
3. Свободный.
4. Совершеннолетний.
5. Находящийся в здравом рассудке.
6. Справедливый.
7. Способный выполнять свои обязанности.
Статья 32: Если пост руководителя государства становится свободным в случае смерти халифа, его отхода от власти или его отстранения, то становится обязательным выбрать на это место нового халифа в течение трех дней со дня вакантности поста руководителя государства.
Статья 33: Метод назначения халифа состоит в следующем:
а) Мусульмане - члены мажлису-ль-умма определяют число кандидатов выдвигаемых на пост халифа, и затем эти имена объявляются народу с призывом выбрать одного из них.
б) После проведенных выборов объявляются результаты голосования, а также имя человека, претендовавшего на пост халифа и получившего большинство голосов.
в) Кандидат, получивший большинство голосов без промедления получает присягу от мусульман в качестве халифа, который должен следовать предписаниям Корана и Сунне Посланника Аллаха.
г) После завершения процедуры принесения присяги всенародно объявляется имя того, кто стал халифом мусульман, чтобы известие о его назначении распространилось во всей умме и одновременно сообщаются те качества, которые делают его достойным для принятия руководства государством халифата.
Статья 34: Умма назначает халифа, но не в праве сместить его после завершенной согласно шариату процедуре принесения ему присяги.
Статья 35: Халиф олицетворяет собой государство, таким образом он обладает всеми полномочиями власти, а именно:
1. Принимая законы шариата, халиф делает их исполняемыми. Таким образом, подчинение этим законам становится обязательным и их нельзя нарушать.
2. Халиф несет ответственность за внутреннюю и внешнюю политику государства. Он является главнокомандующим армии, имеет право объявлять войну, заключать мир, перемирие и другие договора.
3. Именно халиф имеет право принимать и отклонять иностранных послов, а также назначать и отзывать мусульманских послов.
4. Халиф назначает и снимает с должностей помощников (муавинов), а также губернаторов (валиев). При этом все они подотчетны халифу и маджлису-ль-умма.
5. Халиф назначает и смещает главного судью, начальников ведомств), командующих вооруженными силами. Все они подотчетны только халифу и не подотчетны маджлису-ль-умма.
6. Халиф принимает законы шариата, на основе которых строится бюджет государства. Он определяет статьи бюджета и размеры сумм необходимые для каждой сферы государства, независимо от того, касается ли это доходов или расходов.
Статья 36: В принятии законов халиф ограничен законами шариата. Таким образом, ему запрещено принимать какой-либо закон, который не выведен правильным образом из шариатских доказательств. Он также ограничен теми законами, которые он уже принял ранее и ограничен методологией выведения законов, которой он придерживается. Соответственно, халиф не может принять закон, выведенный в соответствии с методикой, которая противоречит принятой им методике. Он также не может давать распоряжения, которые противоречат принятым им законам.
Статья 37: Халиф обладает абсолютным полномочием управлять делами народа в соответствии со своим мнением и результатами своего ижтихада. Он в праве принимать из числа дозволенных шариатом действий столько, сколько ему необходимо для руководства делами государства и народа. При этом ему не разрешается нарушать ни один закон шариата под предлогом какого-либо интереса. К примеру, он не может запретить одной семье иметь более одного ребенка под предлогом дефицита продуктов питания. Он не может определять цены на товары под тем предлогом, чтобы люди не воспользовались этим самым в своих корыстных целях. Он не может назначать неверного или женщину губернатором под предлогом необходимости руководства народом или под предлогом какого-то определенного интереса и т.д. из того, что противоречит законам шариата. Таким образом халиф не в праве, запрещать дозволенное (халал) и не в праве разрешать запретное (харам).
Статья 38: Нет никаких ограничений относительно срока пребывания халифа у власти. До тех пор, пока халиф соблюдает шариат, претворяет в жизнь его законы и способен выполнять дела государства - он остается руководителем государства. Он остается халифом до тех пор, пока его положение не изменяется таким образом, что выводит его за черту права руководства государством. Если имеется такое изменение его положения, то он немедленно должен быть устранен.
Статья 39: Ситуации, при которых изменяется положение халифа и из-за которых он перестает быть халифом, заключаются в трех следующих ситуациях:
1. Если нарушается одно из условий заключения халифата, как, например, в случае, если халиф отступил от Ислама, потерял рассудок или совершает явные греховности и т. п., поскольку все это - обязательные условия, которые являются условиями заключения халифата и являются постоянными для занимания поста халифа.
2. Неспособность халифа продолжать исполнять свои обязанности вследствие каких-либо причин.
3. В случае подчинения халифа каким-либо лицам или группе лиц, когда он оказывается неспособным по своему взгляду управлять делами мусульман в соответствии с законами шариата. Если на него влияют какие-то силы до такой степени, что он не способен управлять делами граждан государства лишь по собственному взгляду в соответствии с предписаниями шариата, то он законно признается неспособным продолжать выполнять свои обязанности и таким образом перестает быть халифом. При таких обстоятельствах представляются два варианта: а) Когда кто-либо из окружения халифа устанавливает над ним главенство и своевольно распоряжается властью. Если имеется надежда на то, что он сможет избавиться от их главенства над ним, то ему дается предупреждение до определенного периода времени, после чего если он не сможет избавиться от них, то отстраняется от поста. Если изначально обнаруживается, что халиф не обладает возможностями освободиться от подобного главенства над ним, то он должен немедленно быть отстранен, б) В случае если халиф окажется захваченным врагами, независимо от того, реально он захвачен в плен или оказался под властью своих врагов, ситуация должна быть рассмотрена. Если имеется возможность спасти халифа, то для этого отпускается срок времени, пока не будет отчаяния в его спасении, после чего он устраняется. Если же изначально нет надежды на спасение халифа, то он должен быть смещен без промедления.
Статья 40: Только лишь суд по делам несправедливости (махкамату-л-мазолим) принимает решение о том, изменилось ли положение халифа таким образом, что он перестает, быть халифом или нет. Только этот суд обладает законными полномочиями освободить халифа от занимаемого поста или сделать ему предупреждение.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОМОЩНИК (МУАВИН ТАФВИД)
Статья 41: Халиф назначает себе уполномоченного помощника, который несет ответственность правления. Халиф наделяет его полномочиями управлять делами и проводить их, руководствуясь собственной точкой зрения и результатами собственного ижтихада.
Статья 42: Уполномоченный помощник должен отвечать тем же требованиям, что и сам халиф, то есть он должен быть мужчиной, свободным, мусульманином, справедливым, совершеннолетним, находится в здравом уме и должен быть способным выполнять те обязанности, которые возлагаются на него.
Статья 43: Относительно назначения уполномоченного помощника обуславливается наличие двух положений: 1-рассмотрение всех дел и 2-замещение. Так, при назначении такого помощника, халиф должен произнести следующее заявление: "Я назначаю вас от моего имени своим заместителем в выполнении тех дел, которые возложены на меня" или любое другое подобное заявление, которое заключает в себе рассмотрение всех дел и замещение. Если назначение на должность не происходит подобным образом, то данное лицо не становится помощником и, следовательно, не будет обладать полномочиями уполномоченного помощника.
Статья 44: Уполномоченный помощник должен информировать халифа о проведенных им мерах, управлений и назначений. Таким образом, он не может функционировать в своих полномочиях подобно халифу. Он должен информировать халифа и выполнять то, что ему приказывается выполнить.
Статья 45: В обязанности халифа входит инспектирование действий уполномоченного помощника и его ведение дел с целью утверждения правильных из них и исправления ошибок в случае их допущения, поскольку управление делами уммы поручено халифу и возложено на его ижтихад.
Статья 46: Если помощник подготовил какое-то дело и халиф утвердил его, то помощник должен исполнить это дело без каких-либо изменений. Если же халиф пересматривает вопрос и возражает против того, что сделано уполномоченным помощником, то в таком случае следует разобраться. Если возражение халифа касается решения, которое было исполнено уполномоченным помощником должным образом или касается денег, которые были потрачены по праву должным образом, то должна исполняться точка зрения помощника. Поскольку она изначально является точкой зрения халифа и халиф не имеет права вносить изменения относительно законов, которые он сам ввел и относительно финансов, которые были потрачены им. Однако если помощник выполнил что-то в других сферах, например, назначил губернатора или провел оснащение армии, то тогда халиф имеет право возразить помощнику и будет исполняться точка зрения халифа, а действие помощника аннулируется, поскольку халиф имеет право исправлять подобные дела, решенные им самим и таким образом, исправлять эти дела, которые решены его помощником.
Статья 47: Деятельность уполномоченного помощника не ограничивается каким-то отдельным департаментом или рамками каких-либо определенных дел, поскольку его правление является общим. А также он не проводит прямое исполнение административных дел. Его руководство является общим над всем административным аппаратом.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПОМОЩНИК (МУАВИН ТАНФИЗ)
Статья 48: Халиф назначает исполнительного помощника, деятельность которого относится к административным делам, но не к правлению. Его ведомством является аппарат, служащий для исполнения распоряжений халифа относительно внутренних и внешних сфер деятельности государства, докладывать халифу о состоянии дел в этих сферах. Это ведомство является посредником между халифом и другими, которое доводит до сведения халифа и передает от него.
Статья 49: Исполнительный помощник должен быть мужчиной мусульманином, так как он входит в окружение халифа.
Статья 50: Исполнительный помощник непосредственно связан с халифом так же, как и уполномоченный помощник. Он считается помощником, но в сфере исполнения, а не в сфере правления.
АМИР ДЖИХАДА
Статья 51: Ведомство амира джихада состоит из следующих четырех отделов:
1. Отдел внешних связей.
2. Военный отдел.
3. Отдел внутренней безопасности.
4. Отдел промышленности.
Амир джихада является руководителем и управляющим всех четырех отделов ведомства.
Статья 52: Отдел внешних связей возглавляет всеми делами, которые касаются отношения исламского государства с иностранными государствами, какого рода бы ни были эти дела.
Статья 53: Военный отдел ведает всеми вопросами, связанными с вооруженными силами, такими как армия, полиция, военное техника и снаряжения и т. п. Это ведомство также возглавляет деятельность военных академий, военные командировки, предоставляет все необходимое исламское просвещение и общее просвещение армии, а также возглавляет всем тем, что связано с военными действиями и подготовкой к их ведению.
Статья 54: Отдел внутренней безопасности - это отдел, который берет на себя управление всем тем, что связанно с безопасностью, осуществляет сохранность безопасности в стране, используя для этой цели военные силы и принимая полицию главным средством для сохранения безопасности.
Статья 55: Отдел промышленности занимается всеми делами, связанными с индустрией без различия в том является ли это тяжелой промышленностью и, к примеру, таких ее отраслей, как моторостроение, машиностроение, производство различных комплектующих деталей и корпусов автомашин, металлургическую промышленность, электронную промышленность или является легкой промышленностью. При этом также нет разницы, являются ли заводы и фабрики из рода общественной собственности или частной собственности. Этот отдел имеет отношение и к военной промышленности. Все типы заводов и фабрик, должны строить свою работу на основе военной политики.
АРМИЯ
Статья 56: Джихад является обязанностью мусульман. В соответствии с этим военная подготовка является обязательной. Каждый мусульманин мужчина, достигший пятнадцати лет, обязан пройти военную подготовку и быть готовым к джихаду. Что касается набора в армию для службы в постоянной армии, то это является коллективной обязанностью (фарз кифая).
Статья 57: Армия состоит из двух частей - регулярной части войск, солдаты которой получают зарплату из бюджета государства подобно государственным служащим, и резервной части войск, к которым откосятся все мусульмане, способные носить оружие.
Статья 58: Вооруженные силы представляют собой одну единую силу - армию, из которой выделяются специальные группы, соответствующим образом сформированные и получившие специальное просвещение - полиция.
Статья 59: Обязанностью полиции является поддержание общественного порядка, контроль над внутренней безопасностью и выполнение всех исполнительных функций.
Статья 60: В армии определяются знамя и флаги, и халиф вручает знамя тому, кого назначает командующим армией, а флаги вручаются бригадными генералами.
Статья 61: Халиф является главнокомандующим армией, он назначает начальника генерального штаба, генералов бригад, а также командиров дивизий. Генералы и командиры, в свою очередь, назначают остальных офицеров армии. Члены генерального штаба назначаются, в соответствии с их военным просвещением, начальником генерального штаба.
Статья 62: Все армейские подразделения представляют собой единую армию со специально определенными местами дислокации - военными лагерями. Часть лагерей дислоцируется в разных провинциях (вилаятах). Другая часть в стратегически важных регионах, а некоторые военные лагеря являются постоянно мобильными, являясь ударными силами. Все эти армейские подразделения организуются в группы. Каждая такая группа получает имя армии с присвоением номера. Так, например, первая, третья армии. Также они могут носить название соответствующей провинции (вилаята) или области (ималата).
Статья 63: Армия должна иметь максимально высокую профессиональную подготовку, высокий интеллектуальный уровень, а также каждый человек в армии должен получать исламское просвещение, которое позволяет ему понимать Ислам, хотя бы в общей форме.
Статья 64: Каждый лагерь должен быть обеспечен достаточным числом офицеров, обладающих высокими военными знаниями и опытом планирования и осуществления военных операций. А также, в общем, в армии должно быть максимально возможное число таких офицеров.
Статья 65: В наличии армии в полной мере должно быть вооружение, снаряжение, техника, необходимые принадлежности и боеприпасы, которые дают ей возможность выполнять свою задачу как исламской армии.
СУДОПРОИЗВОДСТВО
Статья 66: Судопроизводство - это процесс, результатом которого является осведомление о шариатском решении в обязательной для исполнения форме. К компетенции судов относится разрешение различных спорных вопросов между людьми, предотвращение того, что может нанести ущерб общественным правам людей, урегулирование конфликтов происходящих между людьми в обществе и кем-либо из представителей аппарата правления государством, правителей и служащих, включая халифа и нижестоящих должностных лиц.
Статья 67: Халиф назначает верховного судью, который уполномочен назначать и смещать судей всех категорий, подвергать их дисциплинарному взысканию в рамках административных порядков. Верховный судья должен отвечать следующим требованиям: быть мужчиной, мусульманином, совершеннолетним, свободным, быть в здравом рассудке, справедливым, быть знатоком мусульманского права. Остальные служащие судов закреплены за управляющим ведомства, который ведет управление делами судов.
Статья 68: Предусматриваются три категории судей:
1. Судья (кади), который занимается разрешением спорных вопросов граждан в сфере взаимоотношений и наказаний.
2. Судья - мухтасиб, который занимается разрешением вопросов нарушения общественных прав.
3. Судья по вопросам несправедливости (махкамату-л-мазолим), который занимается устранением конфликтов происходящих между людьми и государством.
Статья 69: Все судьи должны удовлетворять следующим условиям: они должны быть мусульманами, свободными, совершеннолетними, быть в здравом рассудке, справедливыми, знатоками мусульманского права и уметь применять законы в соответствии с конкретными обстоятельствами. Судья по вопросам несправедливости помимо этих условий должен быть мужчиной и мужтахидом.
Статья 70: Судьи и мухтасибы могут быть облечены правом, выносить судебные решения по всем вопросам без исключения во всех регионах страны, или же они могут иметь такое право, которое ограниченно определенной территорией государства и определенным кругом вопросов. Судья по вопросам несправедливости с точки зрения судопроизводства назначается только с правом вынесения решений по всем вопросам. При этом он может иметь такое право в каком-то определенном регионе страны или же на территории всей страны.
Статья 71: В суде должен быть один судья, обладающий правом вынесения приговора. Такому судье может помогать один судья или более одного судей, имеющих лишь право совещательного голоса. Такие судьи не обладают правом вынесения приговора, и их мнение не обязательно должно учитываться при вынесении приговора.
Статья 72: Судья имеет право выносить приговор лишь в зале суда. При этом свидетельские показания и клятвы не принимаются во внимание, если они были исполнены за пределами зала суда.
Статья 73: Допускается различие категорий судов в зависимости от видов рассматриваемых ими дел. Некоторые судьи могут обладать полномочиями вести только определенные дела до определенной степени. При этом другие суды и судьи могут обладать полномочиями вести все остальные дела.
Статья 74: Не существует судов кассации и апелляции, поскольку все выносимые решения судей имеют одинаковую степень силы. Таким образом, если судья выносит вердикт, то он становится обязательным для исполнения и никакой вердикт другого судьи абсолютно не может аннулировать его. Исключение составляет лишь то, что если первый судья вынес вердикт не по Исламу, нарушил категоричный текст в Коране, Сунне или единогласии сподвижников, а также, если стало очевидным, что он вынес вердикт, который не соответствует действительности проблемы.
Статья 75: Мухтасиб является судьей, который рассматривает все проблемы, связанные с общественными правами граждан, даже вне судебного процесса и без истца. Эти вопросы, не должны являться криминальными и не должны попадать под какие-либо определенные наказания (худуд).
Статья 76: Мухтасиб имеет право выносить решения относительно нарушений сразу, как только узнал о них в любом месте без надобности в заседании суда. Для выполнения своих решений мухтасиб имеет в своем распоряжении полицию. Решение мухтасиба должно немедленно приводиться в исполнение.
Статья 77: Мухтасиб имеет право назначать себе заместителей, которые должны отвечать тем же требованиям, что и сам мухтасиб. Такие заместители назначаются им в различные районы, где они обладают полномочиями мухтасиба в тех вопросах, в которых они уполномочены.
Статья 78: Судья по вопросам несправедливости назначается для устранения любой несправедливости, которая происходит со стороны государства в отношении любого человека проживающего под властью этого государства, независимо от того, является ли он гражданином данного государства или не является таковым. Также не имеет разницы то, исходила ли несправедливость со стороны халифа или других нижестоящих правителей и государственных служащих.
Статья 79: Судья по вопросам несправедливости назначается халифом или главным судьей. Требовать отчет с этого судьи, подвергать его взысканию и отстранять с должности может халиф, суд по вопросам несправедливости и главный судья, если халиф предоставил им такое полномочие. Однако освобождение его с занимаемой должности недопустимо во время рассмотрения им несправедливости, если она имела место со стороны халифа, уполномоченного помощника или главного судьи.
Статья 80: Число судей суда по вопросам несправедливости не ограничивается. Оно определяется руководителем государства, который сам, согласно потребности, определяет, сколько судей необходимо для устранения несправедливости. И хотя на судебном заседании допускается присутствие более одного судьи, лишь только один судья облечен правом, выносить приговор. Другие же судьи имеют лишь совещательные полномочия и при этом судья не обязан принимать их мнения.
Статья 81: Суд по вопросам несправедливости обладает правом отстранять любого правителя или служащего в государстве, включая халифа.
Статья 82: Суд по вопросам несправедливости облечен полномочием рассматривать любой случай несправедливости, независимо от того, связано ли это с деятельностью должностных лиц государственного аппарата или связано с нарушением законов шариата самим халифом, или касается смысла законодательных текстов в конституции, канонах и остальных законах шариата в рамках того, что принято халифом, или же связано с налогообложением и другим.
Статья 83: Для исполнения правосудия судом по вопросам несправедливости не обуславливается наличие судебного заседания, вызов ответчика и наличие истца. Суд имеет право рассматривать все случаи несправедливости даже в том случае, если нет истца.
Статья 84: Каждый гражданин, как в обвинении, так и в защите, имеет право назначать от себя своего доверенного, будь то мусульманин или немусульманин, мужчина или женщина. В этом нет разницы между доверенным лицом и доверителем. Доверенное лицо может быть нанято за определенную плату, которую должен выплатить доверитель согласно их договоренности между собой.
Статья 85: Таким лицам как ответственный за кого-то и опекун, имеющим полномочия в каких-либо ограниченных делах или таким как халиф, правитель, государственный служащий, судья по вопросам несправедливости и мухтасиб, имеющим полномочия в общих делах, разрешается назначать от своего имени полномочного доверенного лица с целью защиты интересов в роли истца или обвиняемого и только.
ГУБЕРНАТОРЫ ПРОВИНЦИЙ
Статья 86: Территория государства разделяется на единицы, называемые провинциями (вилаятами). В свою очередь каждый вилаят разделяется на области (ималаты). Лицо, которое управляет вилаятом, называется валий или амир, а лицо, которое управляет ималатом, называется аамил или хаким.
Статья 87: Валий и аамилы назначаются халифом. Аамилы также могут назначаться валиями если последние облечены соответствующими полномочиями. Валий и аамилы должны отвечать тем требованиям, что и помощники халифа, то есть ими должны быть мусульмане, мужчины, свободные люди, совершеннолетние, находящиеся в здравом уме, справедливые и способные выполнять те обязанности, которые возлагаются на них, а также их следует избирать из числа благочестивых и энергичных мусульман.
Статья 88: Валий обладает полномочиями управлять всеми ведомствами в своей провинции в качестве заместителя халифа. Он имеет все полномочия в своей провинции за исключением финансов, судопроизводства и армии. Под его правлением находится все население провинции, и он рассматривает все дела связанные с этим. У него в подчинении находится полиция для исполнения его распоряжений, но с административной стороны он не распоряжается ею.
Статья 89: Валий по своему правлению не обязан ставить в известность халифа о своей деятельности, хотя, и может делать это по выбору. Но если возникает какой-то новый неизвестный вопрос, то он должен поставить халифа в известность и затем действовать в соответствии с поступившими от халифа распоряжениями. Если же решение вопроса не терпит отлагательства, например если он опасается того, что задержка с решением может привести к плохим последствиям, то в этом случае следует принять свое решение и обязательно информировать халифа о принятых мерах и о причине не осведомления до принятия мер.
Статья 90: В каждой провинции имеется собрание, выбираемое из числа жителей провинции и возглавляемое валием. Это собрание имеет право выражать свое мнение в отношении административных вопросов, но не в вопросах правления. Выраженное таким образом мнение не обязывает валия руководствоваться им, а имеет рекомендательный характер.
Статья 91: Пребывание одного валия на своем посту в провинции не должно быть продолжительным. Валий должен быть смещен, как только будет замечена концентрация им своей власти в провинции или же в случае, если жители провинции будут восхищены им.
Статья 92: Валий назначается для исполнения своих обязанностей лишь в определенной провинции и с полномочиями рассмотрения всех дел, и, следовательно, он не может переноситься из одной провинции в другую. Для смены региона его следует вначале уволить с прежнего места работы, а затем назначить на новое место.
Статья 93: Валий может быть смещен со своей должности по решению халифа или в случае, если мажлису-ль-умма выражает свое неудовлетворение им, независимо от того, имеется этому причина или нет, а также в случае, если большинство населения провинции недовольно им. Тем не менее, во всех случаях валий может быть смещен со своей должности только халифом.
Статья 94: Халиф должен осуществлять строгий контроль над деятельностью валиев и знакомиться с положением дел в провинциях. Он должен определять людей для осмотра деятельности валиев и контроля над ними. Затем периодически собирать таких людей для выслушивания жалоб людей относительно валиев
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АППАРАТ
Статья 95: Все управление государственными делами и интересами людей осуществляется учреждениями, управлениями и ведомствами, которые несут ответственность за свою деятельность.
Статья 96: Органы учреждений, управлений и ведомств осуществляют свою деятельность на основе принципов - простоты и эффективности системы, оперативности в выполнении возложенных задач и компетентности работников, ответственных за порученное дело.
Статья 97: Любой гражданин государства, мужчина или женщина, мусульманин или немусульманин, имеющий соответствующую компетенцию, может быть назначен главой учреждения, управления или быть служащим в них.
Статья 98: Во главе каждого учреждения стоит генеральный управляющий, каждое ведомство и управление возглавляется специально назначенным директором, непосредственно отвечающим за всю его работу. Все директора ответственны перед руководителем генерального управления их органов с точки зрения своей деятельности. А с точки зрения соблюдения законодательства и общественных порядков они ответственны перед валиями и аамилами.
Статья 99: Управляющие во всех управлениях, учреждениях и ведомствах могут быть освобождены от своих должностей только по какой-либо причине согласно соответствующим административным правилам. Допускается перемещать их с одной работы на другую и приостанавливать их деятельность. Руководитель, который возглавляет генеральное управление их учреждений, ведомств или управлений имеет полномочия назначать их на должности, передвигать их по службе, приостанавливать их деятельность, налагать на них административные взыскания и смещать их с работы.
Статья 100: Генеральные управляющие в своих учреждениях, управлениях и ведомствах осуществляют назначения служащих на соответствующие должности, а также имеют право продвигать их по службе, приостанавливать их деятельность, освобождать от службы, налагать административные взыскания.
СОБРАНИЕ УММЫ (МАЖЛИСУ-ЛЬ-УММА)
Статья 101: Членами мажлису-ль-умма являются лица, выражающие интересы мусульман и к этим лицам обращается халиф. Членами мажлису-ль-умма могут быть также и немусульмане, которые таким образом имеют возможность выражать свои претензии по поводу несправедливости, исходящей от правителей, а также по поводу неверного применения исламских законов.
Статья 102: Члены мажлису-ль-умма избираются народом.
Статья 103: Каждый гражданин государства имеет право стать членом мажлису-ль-умма при условии, что он или она являются совершеннолетними и находятся в здравом уме. Эти условия одинаково распространяются как на мусульман, так и на немусульман. Однако членство для немусульман ограничивается лишь подачей жалоб на несправедливые действия правителей или же на неправильное применение ими законов Ислама.
Статья 104: В результате консультации, то есть совета (шуро, машвара) осуществляется выработка мнений абсолютно. Вопросы законодательства, различные определения, сфера идейной деятельности, сфера деятельности науки и искусства, не входят в ту область, в которой шуро, то есть совет, является обязывающей. Все же остальное из числа практических действий и тех действий, которые не нуждаются в глубоком исследовании и внимательном рассмотрении, при просьбе халифом совета в этом, шуро является обязывающим.
Статья 105: Все граждане государства, мусульмане и немусульмане имеют право высказывать свои точки зрения. Однако шуро является исключительным правом только мусульман.
Статья 106: Все вопросы, в которых шуро является обязывающим при просьбе халифом совета, решаются на основе мнений большинства, независимо от того, является то или иное мнение правильным или неправильным. Во всех других случаях в процессе шуры должно быть стремление найти истинное мнение, независимо от того, высказывается ли за него большинство или меньшинство.
Статья 107: Мажлису-ль-умма имеет пять полномочий:
1а. Обращение халифа за советом к мажлису и подача мажлисом ему совета, который будет обязывающей точкой зрения и должен быть принят от мажлису-ль-умма. В область таких вопросов входят такие практические дела и действия как правление, образование, здравоохранение, экономика, торговля, производство, сельское хозяйство и тому подобное, что не нуждается в глубоком исследовании и внимательном рассмотрении.
1б. Что касается сферы идейной деятельности, которая нуждается в глубоком исследовании и внимательном рассмотрении, а также сфера научной деятельности, финансовые вопросы, армия и внешняя политика, то халиф вправе обращаться к мажлису с тем, чтобы просить у него совета и быть в курсе о его мнении, которое в подобных делах не обязывает халифа принять это мнение и руководствоваться им.
2. Халиф имеет право передавать мажлису законы и решения, которые он собирается принять, и мусульмане из числа членов мажлиса имеют право обсуждать их и разъяснять свое мнение относительно их правильности и ошибочности. В данном случае точка зрения мажлиса не является обязательной для руководства ею.
3. Мажлис обладает правом требовать отчет от халифа по всему спектру тех дел, которые фактически имеют место в государстве, независимо от того, связаны они с внутренними или внешними делами государства, включая финансовые, военные и другие вопросы. Если по какому-то вопросу высказывается большинство и это относится к тем вопросам, в которых мнение большинства является обязательным для руководства, то высказанная точка зрения является обязывающей. И точка зрения мажлиса не является обязывающей к руководству в той сфере, где мнение большинства не является обязывающим к тому, чтобы им руководствовались.
Если мажлис и халиф расходятся относительно какого-то дела, которое по шариату фактически было исполнено, то окончательное и обязывающее к руководству решение в этом, с точки зрения законности или незаконности данного дела, должно быть за махкамату-ль-мазолим.
4. Мажлису-ль-умма имеет право выражать свое недовольство относительно помощников халифа, губернаторов и аамилов. В данном случае мнение мажлиса является обязывающим, и халиф должен немедленно освободить таких лиц от занимаемых должностей.
5. Мусульмане из числа мажлису-ль-умма имеют право выдвигать список кандидатов, рекомендуемых на пост халифа. Никто, помимо перечисленных в таком списке лиц, не может быть принят в качестве кандидата на пост халифа, и мнение мажлиса в этом вопросе является обязательным для его соблюдения.
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 108: Основным положением женщины является быть матерью и женой. Ее честь и достоинство должны быть защищены.
Статья 109: Мужчины и женщины в основном должны находиться отдельно друг от друга. Они не должны находиться вместе, за исключением обстоятельств, дозволенных шариатом и ради которых в шариате дозволено их собрание вместе (например, при осуществлении покупок и продажи, а также во время паломничества).
Статья 110: Женщины обладают теми же правами и обязанностями, что и мужчины, за исключением тех сфер, которые в соответствии с шариатскими доказательствами являются исключительно мужскими или женскими правами и обязанностями. Так, женщина имеет право заниматься сельским хозяйством, торговлей, производством, осуществлять различного рода сделки и договора, иметь различные виды собственности, приумножать свои средства сама или через своих посредников и самостоятельно вести все свои жизненные дела.
Статья 111: Женщина имеет право принимать участие в выборах халифа и приносить ему присягу, избирать членов мажлиса-ль-умма, а также сама быть избранным членом мажлиса, как и быть назначенной на должности в государстве.
Статья 112: Нельзя чтобы женщина занимала посты правления. Так она не может занимать пост халифа, помощника, валий, аамила и проводить какую-либо деятельность, которая считается правлением. Также она не может быть верховным судьей, судьей в махкамату-ль-мазолим и амиром джихада.
Статья 113: Жизнь женщины разделяется на общественную и частную. В первом случае женщине разрешается находиться с другими женщинами и мужчинами махарим, за которых она, в соответствии с шариатом, не может выйти замуж, а также с чужими мужчинами, за которых она потенциально может выйти замуж, при условии, что все части ее тела (за исключением лица и кистей рук) будут закрыты, и она не будет показывать свою красоту, и не будет находиться в нескромном виде. Во втором случае она может находиться лишь с женщинами и мужчинами махарим и не может жить с другими мужчинами. В обоих положениях она соблюдает все законы шариата.
Статья 114: Ей запрещается быть в уединенной обстановке с любым мужчиной, за которого она потенциально может выйти замуж, если вместе с ней нет мужчины махрама. Ей также запрещается проявлять свои украшения перед такими мужчинами и появляться в их обществе с открытыми частями тела.
Статья 115: Мужчинам и женщинам запрещается по шариату совершение каких-либо дел, в которых имеется угроза нравственности или угроза распространения в обществе зла и порочности.
Статья 116: Супружеская жизнь является успокоением и общение супругов - дружеское общение. Муж является главой, что проявляется в ответственности и заботе мужа о жене, а не в проявлении власти над ней. Жена обязана подчиняться своему мужу. Муж же обязан обеспечить ее в жизни всем, что соответствует принятому уровню.
Статья 117: Супружеская пара должна полностью помогать друг другу в ведении домашних дел. При этом муж выполняет всю часть тех дел, которые следует выполнять вне дома. Женщина же выполняет всю домашнюю работу в силу своих способностей. Мужу, если он сам не может помочь жене, следует доставить ей необходимое число слуг для выполнения той части работы по дому, которую жена самостоятельно не может выполнить.
Статья 118: Забота о детях является правом и обязанностью женщины - мусульманки или немусульманки - до тех пор, пока ребенок нуждается в ее этой заботе. Когда дети - мальчики или девочки - перестают нуждаться в материнской заботе, то им дается право выбрать, с кем они будут жить. Это право распространяется на случаи, когда женщина, которая заботится о ребенке и мужчина, который ответственен за ребенка, являются мусульманами. Если один из них является немусульманином, то в данном случае вопрос решается однозначно: ребенок остается с тем, кто является из них мусульманином.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 119: Экономическую политику можно определить как взгляд на то, в соответствии с чем, должно быть общество при взгляде на удовлетворение потребностей. То, в соответствии с чем, должно быть общество, определяется основой для удовлетворения потребностей.
Статья 120: Распределение средств и благ между всеми гражданами государства, а также предоставление им возможности пользоваться этими средствами и благами, способствуя их стремлению к обладанию таковыми, является экономической проблемой.
Статья 121: Все основные потребности каждого человека должны быть полностью обеспечены. Государство должно обеспечивать предоставление возможности стремлению своих граждан к удовлетворению своих сверх основных потребностей на самом максимально возможном высоком уровне.
Статья 122: Аллах является единственным владельцем собственности. Он сделал людей наместниками в этой собственности. Таким образом, благодаря тому, что Он в общей форме сделал их наместниками, человечество обрело право обладать собственностью. Следствием особого разрешения Аллаха отдельному человеку обладать собственностью является то, что он на самом деле стал обладателем собственности.
Статья 123: Различаются три вида собственности: частная, общественная и государственная.
Статья 124: Частная собственность - это закон шариата, касающийся определенной вещи или ее использования. Человек, обладающий такой собственностью, обязательно должен иметь возможность получения от нее выгоды или же получения ее стоимости.
Статья 125: Общественная собственность - это такая собственность, в получении прибыли от которой, в соответствии с шариатом, может принимать участие вся умма.
Статья 126: Все средства, расход которых полностью осуществляется в соответствии с решениями халифа и его ижтихадом, являются государственной собственностью. Таковыми являются доходы от налогов, поземельный налог (хараж), подушный налог (жизья).
Статья 127: Частная собственность на движимость и недвижимость ограничивается в соответствии с шариатом следующими пятью положениями:
- работа;
- наследование;
- нужда в средствах ради сохранения жизни;
- помощь государства населению из государственных средств;
- средства, получаемые отдельными лицами без затрат и труда.
Статья 128: Распоряжение собственностью регламентируется разрешением Законодателя, касается ли это траты или развития капитала. К разряду запрещенного относится расточительство, скупость. Также запрету подлежат работающие по капиталистическому принципу компании, ассоциации и остальные разного рода деловые взаимоотношения которые противоречат шариату, а также ростовщичество, мошенничество, монопольное право владения чем-либо, азартные игры и тому подобная, противоречащая шариату деятельность.
Статья 129: Десятинная земля (аль-ушрийя) включает все земли Аравийского полуострова, а также земли тех, кто сами приняли Ислам на своей земле. Облагаемая налогом земля (аль-харажийя) включает все земли, помимо Аравийского полуострова, которые были открыты в результате войны или мирных переговоров. Десятинные земли вместе с получаемыми от них доходами являются собственностью граждан. Облагаемые налогом земли являются собственностью государства, а получаемые с них доходы находятся в собственности граждан. Каждый гражданин имеет право обменивать по составленным в соответствии с шариатом контрактам десятинную землю, а также выгоду от облагаемых налогом земель. Эти земли и доходы могут оставаться гражданам по наследству, как и другие виды собственности.
Статья 130: Невозделанные земли приобретаются путем их возделывания и обнесением изгородью. Иные земли могут приобретаться только в соответствии с положениями, предусмотренными шариатом, в частности в результате наследования, покупки, а также получения ее от государства.
Статья 131: Сдавать или брать внаем землю, независимо от ее рода собственности, для ведения сельского хозяйства запрещается, как и запрещается издольщина. Разрешено разделение доходов от земель, засаженных садами.
Статья 132: Необходимым условием для каждого владельца земли является ее использование. Нуждающимся для этих целей выдается помощь из казны государства. Если же земля оставляется владельцем без использования в течение трех лет, то право собственности на такую землю у него отбирается, и она передается другому владельцу.
Статья 133: К общественной собственности относятся следующие три вида:
1. Места общественного пользования (например, площади).
2. Обширные залежи минеральных ресурсов, подобно нефтяным месторождениям.
3. Все, что по своей природе не может являться индивидуальной собственностью, как, например, реки.
Статья 134: Фабрики, по своей природе, являются частной собственностью. Однако они различаются в зависимости от специфики производимой на них продукции. Так, если производимая на фабрике продукция является частной собственностью, то такая фабрика является также частной собственностью (например, текстильные фабрики). Если же производимая продукция является общественной собственностью, подобно железной руде, то такая фабрика попадает в категорию общественной собственности.
Статья 135: Государство не имеет права преобразовывать право частной собственности в общественную собственность, т.к. общественная собственность определяется природой продукции и ее особенностью, а не решением государства.
Статья 136: Каждый гражданин имеет право воспользоваться общественной собственностью. Государство же не имеет права разрешать отдельным гражданам претендовать на обладание такой собственности или только самим использовать ее.
Статья 137: Государство может ограждать невозделанные земли или что-либо из общественной собственности, выражая при этом интересы своих граждан.
Статья 138: Запретным является накопление средств без их использования, даже если за них заплачен закат.
Статья 139: Закят (определенные проценты с имущества, выплачиваемые в пользу определенным категориям людей) собирается с мусульман с той их собственности, которая определена шариатом, то есть с денег, товаров торговли, скота, зерна. Закят не собирается с того, что не указано шариатом. Закят собирается с каждого владельца, независимо от состояния человека, совершеннолетнего и находящегося в здравом рассудке (мукалляф) или не достигшего совершеннолетия и не имеющего здравый рассудок. Собранный закят поступает в специальный раздел государственной казны. Полученные таким образом средства могут расходоваться лишь на восемь категорий людей, перечисленных в Священном Коране.
Статья 140: Жизья (подушный налог) собирается со всех немусульман граждан государства. Им облагаются совершеннолетние мужчины в том размере, который они способны выплачивать. Этим налогом не облагаются женщины и дети.
Статья 141: Хараж (поземельный налог) собирается со всех облагаемых налогом земель в соответствии с потенциальным доходом. С десятинных земель собирается закят в соответствии с фактическим доходом.
Статья 142: Мусульмане платят налог, сбор которого разрешен шариатом для покрытия расходов государственной казны (байту-ль-мал), при том условии, что он налагается на то, что является сверх обычного потребительского уровня, который должен быть предоставлен владельцу имущества. Следует также соблюдать достаточность суммы от собранных налогов для покрытия расходов государства.
Статья 143: Государство имеет право собирать дополнительные налоги в тех случаях, когда средств в байту-ль-мал недостаточно для покрытия расходов, необходимых для выполнения всех тех действий, которые предписаны умме шариатом. Если деятельность не предписана для уммы шариатом, то государство не имеет права устанавливать какие-либо налоги для выполнения этих дел. Так оно не вправе брать денежные сборы на содержание судов, ведомств или учреждений.
Статья 144: Бюджет государства складывается из постоянных источников, которые установлены законами шариата. Что касается статей бюджета и средств, которые включает в себе каждая статья, а также все дела, на расходование которых отпускаются эти средства в каждой статье, определяются решением халифа и его ижтихадом.
Статья 145: Постоянными источниками доходов для байту-ль-мал являются все трофеи (аль-файу), жизья, хараж, 1/5 найденных богатств (риказ) и закят. Все эти средства собираются на постоянной основе вне зависимости от того, имеется ли в них сиюминутная необходимость или нет.
Статья 146: Если поступающие средства из постоянных источников для байту-ль-мал недостаточны для покрытия расходов государства, то разрешается дополнительное обложение налогами для покрытия расходов в следующих случаях:
а) Для помощи бедным, нуждающимся, путникам, а также покрытия всех расходов, связанных с джихадом.
б) Выплата зарплаты государственным служащим, правителям, а также на содержание армии.
в) Оплата разного рода общественных работ (таких, как строительство дорог, нахождение и обустройство источников воды, строительство мечетей, школ и больниц).
г) Расходы в случае непредвиденных обстоятельствах, возникших в результате стихийных бедствий, как голод, ураганы, землетрясения и т. п.
Статья 147: Доходы от общественной и государственной собственности, средства оставленные в наследство в случаях отсутствия наследников, сборы от таможенных пошлин и имущества вероотступников также поступают в байту-ль-мал.
Статья 148: Расходные средства байту-ль-мал распределяются в следующих шести направлениях:
1. Восемь категорий людей имеющие право на средства, полученные от сбора закята, получают их.
2. Бедные, нуждающиеся, путники, должники, а также джихад, в случае если по статье закята нет средств, получают средства из постоянных источников доходов байту-ль-мал. Если таковых средств нет, то должникам ничего не выплачивается. При этом оплата бедных, нуждающихся и путников, а также джихад, должна производиться из собранного для этих целей налогового фонда. Если же этих средств не хватает, то для предотвращения возможных беспорядков выплату следует производить из займов, которые предпринимаются государством для этой конкретной цели.
3. Государственным работникам, таким как служащим, правителям, солдатам и офицерам армии, оплата производится из байту-ль-мал. В случае нехватки этих средств следует немедленно произвести дополнительный сбор налогов. Также в подобных случаях можно прибегать к займам во избежание различных беспорядков.
4. Из байту-ль-мал оплачиваются жизненно важные общественные службы и отрасли хозяйства, как содержание дорог, мечетей, больниц и школ. При нехватке средств немедленно собираются дополнительные налоги для покрытия соответствующих расходов.
5. Второстепенные службы и отрасли хозяйства также оплачиваются из фонда байту-ль-мал. Однако в случае нехватки средств они не финансируются и выплаты соответственно, задерживаются.
6. В случае стихийных бедствий (землетрясений, наводнений и т. п.) расходы также производятся из фонда байту-ль-мал. При нехватке же средств следует немедленно обратиться к займам, которые впоследствии будут погашены от собранных в виде налогов средств.
Статья 149: Государство обязано обеспечить работой всех своих граждан.
Статья 150: Служащие при различных компаниях и частных предпринимателей имеют одинаковые права и обязанности, наряду с государственными служащими. Каждый работающий за зарплату гражданин, независимо от рода работы, считается служащим. В случае спорных вопросов между нанимателем и служащим относительно величины зарплаты она должна определяться в соответствии с условиями рынка. Если же между ними возникают споры по другим проблемам, то решения выносятся на основании условий контракта в соответствии с законами шариата.
Статья 151: Зарплата может определяться в зависимости от дохода работы и доходности работника, но не по уровню знаний работника или его научных аттестатов. Не имеются ежегодные надбавки к зарплате служащим. Они получают всю полную сумму заработной платы, которую они заслуживают за работу независимо от того, получают они зарплату в зависимости от дохода работы или доходности работника.
Статья 152: Государство должно содержать тех, у кого нет денег, работы и содержателей, которые обязаны расходовать на них. Государство обеспечивает жильем немощных и калек, выделяет деньги на их содержание.
Статья 153: Государство должно стараться обеспечить хождение капитала между всеми гражданами общества и препятствовать его концентрации в какой-то одной группе людей.
Статья 154: Государство облегчает своим гражданам возможность удовлетворить свои потребности сверх основных и способствует образованию баланса в обществе согласно наличию у государства средств, следующим образом:
1. Государство дает своим гражданам средства из числа средств, которое оно имеет в байту-ль-мал как движимое имущество, так и недвижимое, а также из военных трофеев и т. п.
2. Для малоземельных граждан государство выделяет участки из числа своих возделанных и невозделанных земель. Землевладельцы, имеющие земли и не использующие их, не получают земли, а те, кто не способны в силу своих возможностей заниматься земледелием, получают для этой цели финансовую поддержку.
3. Граждане, которые не в состоянии расплатиться со своими долгами, получают финансовые средства для погашения своих долгов из фонда закята, а также из военных трофеев и т. п.
Статья 155: Государство контролирует вопросы сельского хозяйства и производства сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями сельскохозяйственной политики, целью которой является использование потенциала земли для получения максимального уровня продукции.
Статья 156: Все вопросы промышленного производства полностью контролируются государством, и государство возглавляет те отрасли промышленности, которые составляют сектор общественной собственности.
Статья 157: Оценка внешней торговли производится на основе гражданской принадлежности коммерсанта, а не на основе происхождении товара. Запрещаются торговые операции на рынках наших стран торговцами из стран, находящихся с нами в военном положении, если не будет специального разрешения коммерсанту на ведение торговли или разрешения на определенный товар. Торговцы из стран, которые имеют договоры с нашим государством, торгуют в соответствии с условиями договоров. Торговцам из числа наших граждан не разрешается вывозить ресурсы, в которых нуждается страна, а также ресурсы, особенность которых такова что благодаря им враг способен усиливаться в военном, промышленном и экономическом плане. При этом им разрешается импортировать любую их собственность. Исключением из числа этих законов является страна, с которой мы находимся в фактической войне как Израиль. Относительно такой страны применяются законы территории фактической войны во всех отношениях, будь то торговые отношения или другие.
Статья 158: Всем гражданам государства разрешается открывать и развивать научные лаборатории, связанные с разработкой во всех сферах жизнедеятельности человека. Государство также должно открывать такие лаборатории.
Статья 159: Гражданам государства запрещается иметь в собственности лаборатории, в которых разрабатываются материалы, обладание которыми приносит вред умме или государству.
Статья 160: Все граждане в полной мере обеспечиваются со стороны государства бесплатными медицинскими услугами. При этом не оказывается препятствие найму врачей или продаже медикаментов.
Статья 161: Запрещается использование иностранного капитала и его инвестирование в наших странах. Также запрещается предоставлять привилегии кому-либо из иностранцев.
Статья 162: Государство выпускает свои независимые деньги, которые недопустимо связывать ни с какой иностранной валютой.
Статья 163: Валюта государства должна быть обеспечена золотым или серебряным запасом, независимо от того, выпускается она в монетах или нет. Все другие виды валюты запрещены. Могут быть выпущены иные денежные знаки взамен золота и серебра с условием, что в казне государства имеется золото и серебро, равное этим деньгам. Так, например, государство может чеканить монеты от своего имени из меди, бронзы или выпустить денежные банкноты и так далее, если монеты и банкноты в полной мере обеспечиваются золотом и серебром.
Статья 164: Разрешается обмен между государственной валютой и валютами других государств, как и обмен между своей валютой. Также допустимо и изменение обменного курса между валютами, если являются разными. При этом такие сделки должны осуществляться наличными деньгами и представлять собой прямую операцию без каких-либо отсрочек. Разрешается изменять курс обмена валюты без всяких условий до тех пор, пока они разные. Все граждане имеют возможность купить необходимую валюту как внутри государства, так и за его пределами. Они могут, приобретать на эту валюту что-либо без предварительных разрешений.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 165: Исламская доктрина должна быть основой, на которой строится образовательная программа. Таким образом, все учебные предметы и методы обучения создаются в строгом соответствии с этой основой без каких-либо расхождений.
Статья 166: Политикой образования является формирование исламского менталитета и исламского настроения чувств. Поэтому все учебные предметы в образовательных программах должны создаваться на основе этой политики.
Статья 167: Целью образования является формирование исламской личности, получение людьми знаний и познание наук, касающихся сфер жизнедеятельности человека. Для достижения этой цели создаются методы обучения, которые ведут к этой цели и исключается появление каких-либо других методов, ведущих к иной цели.
Статья 168: Уроки исламских наук и наук арабского языка должны быть определены еженедельными в такой же мере, как и уроки остальных наук по количеству и по времени.
Статья 169: Следует различать между экспериментальными науками и то, что добавлено к ним (такими, как математика), с одной стороны, и гуманитарными науками, с другой стороны. Преподавание экспериментальных наук осуществляется в соответствии с требованиями жизни и не ограничивается ни на одном уровне обучения. Что же касается гуманитарных наук, то они преподаются на начальных уровнях, в соответствии с конкретной политикой, которая не противоречит исламским идеям и исламским законам. На высших уровнях образования, гуманитарные науки изучаются так же, как и точные науки, с условием, что их преподавание не расходится с политикой образования и ее целью.
Статья 170: На всех уровнях образования должен преподаваться курс исламской культуры. В системе высшего образования должны быть кафедры для различных исламских дисциплин, как это будет сделано с медициной, инженерным делом, физикой и т. п.
Статья 171: Определенные отрасли промышленности и искусства относятся к науке, как коммерция, навигация и сельское хозяйство. В таких случаях эта промышленность и искусство должны приниматься без каких-либо ограничений и условий. Там же, где промышленность и искусство связаны с культурой, подвергаясь определенному взгляду на жизнь (такие, как скульптура, живопись) и могут противоречить исламской идеологии, то такая промышленность и такое искусство не принимаются.
Статья 172: В практике преподавания разрешается следование только принятым государственным программам. Разрешается практика частных школ, но их работа должна осуществляться в соответствии с государственными программами в рамках принятой системы образования и в этих школах должна осуществляться политика образования и ее цель. Обучение в них не должно проходить смешанным образом между мужчинами и женщинами, как среди обучающихся, так и среди преподавательского состава. При этом эти школы не должны быть характерны для какой-либо одной группы людей, религии, религиозному направлению, этносу и расе.
Статья 173: Долгом государства является обязательное обучение, на начальном и среднем этапах образования, каждого мужчины и женщины всему тому, что необходимо знать в жизненных условиях. В связи с этим государство должно предоставить каждому гражданину право получить бесплатное начальное и среднее образование. Государство по мере всех своих возможностей также должно предоставить всем условия для бесплатного получения высшего образования.
Статья 174: Помимо школ и университетов государство должно обеспечить условия развития знаний посредством библиотек, лабораторий и остальных средств, чтобы каждый желающий получил возможность продолжить свою исследовательскую работу в различных областях (таких, как фикх, усуль фикх, изучение хадисов и тафсиров, медицины, инженерии, химии, проведение различной научно-исследовательской работы, открытий, изобретений и т. п.) с тем, чтобы в умме существовал широкий круг мужтахидов, ученых изобретателей и новаторов.
Статья 175: Исключительное право использования образовательных сочинений на всех уровнях запрещено. На уже изданную книгу никто, включая автора, не имеет издательских прав. При этом если книга не издана, а все еще представляет собой только идеи, автор имеет право брать плату за передачу идей другим, также как он может получать плату за обучение.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Статья 176: Политика представляет собой заботу о делах и интересах уммы как внутри страны, так и за рубежом. Она осуществляется со стороны государства и уммы. Государство непосредственно в практической форме проводит эту политику, а умма требует отчета от государства в этой политике.
Статья 177: Абсолютно запрещается иметь отношения с иностранным государством любому частному лицу, партии или группе. Связи с иностранными государствами являются исключительной прерогативой государства, поскольку лишь только государство обладает правом практически представлять национальные интересы. Умма и партии должны требовать отчета от государства в проводимых им этих внешних связях.
Статья 178: Цели не должны оправдывать средства, поскольку метод является из рода идеи. По этой причине долг (важиб) и дозволенное (мубах) не могут быть достигнуты посредством запрещенного (харам). Средства достижения политических целей не должны находиться в противоречии с методом политики.
Статья 179: Политические маневры являются необходимыми во внешней политике, и их эффективность зависит от открытия действий и сокрытия целей.
Статья 180: К наиболее важным политическим методам относится смелость в раскрытии преступлений государств, выявление и показ опасности фальшивой политики, разоблачение гнусных заговоров, выявление и разбитие законспирированных личностей вставших на ложный путь и вводящих в заблуждение других.
Статья 181: К наиболее важным политическим путям относится показ величия исламских идей в заботе об отдельных гражданах, нациях и государствах.
Статья 182: Политической проблемой уммы является мощь Ислама в лице исламского государства, успешное претворение его законов и усердный призыв в распространении Ислама.
Статья 183: Распространение Ислама является той осью, вокруг которой вращается вся внешняя политика, и на основе распространения Ислама строится отношение данного государства со всеми другими государствами.
Статья 184: Взаимоотношения с иностранными государствами, которые существуют в мире, строятся на основе следующих четырех соображениях:
1. Государства в границах исламского мира рассматриваются как входящие как бы в единое государство. По этой причине на них не распространяется сфера внешних отношений данного государства. Взаимосвязи с этими странами не рассматриваются из числа внешней политики, и обязательно следует прилагать усилия направленные на объединение этих государств в одно единое государство.
2. Взаимоотношения с государствами, заключившими с нами экономические, торговые, культурные договоры, договоры о добрососедстве, должны складываться в соответствии с этими договорами. Граждане этих стран, если это оговорено условиями договоров, могут приезжать в нашу страну с удостоверениями личности без загранпаспортов, при условии, что наши граждане будут фактически иметь такие же возможности. Экономические и торговые связи с такими государствами должны ограничиваться лишь тем кругом вопросов, которые, являются необходимо важными и которые, одновременно, не будут способствовать укреплению этих государств.
3. Государства, с которыми у нас нет договоров и фактически такие империалистические государства, как Англия, Америка и Франция, а также те государства, которые вынашивают коварные замыслы по отношению к нашему государству, такие как Россия, рассматриваются как потенциально находящиеся в состоянии войны с нами. По отношению к таким государствам должны быть приняты все меры предосторожности, и недопустимо устанавливать с ними какие-либо дипломатические отношения. Граждане таких стран могут въезжать на нашу территорию только с загранпаспортами с соответственно оформленными визами, которые выдаются для каждого человека в отдельности и в отдельности для каждой поездки.
4. С государствами, которые фактически находятся в состоянии войны с нами (такими, как Израиль), все действия должны строиться на основе военного положения. Взаимоотношения с такими государствами должны складываться, как с государствами, находящимися с нами в состоянии фактической войны, независимо от того, существует ли между нами и ими перемирие или нет. Гражданам таких государств запрещается въезд на территорию нашей страны.
Статья 185: Совершенно запрещено заключение, каких бы то ни было военных договоров и пактов, а также связанных с ними политических договоров и заключение соглашений об аренде военных баз и аэродромов. Разрешается заключать отношения добрососедства, экономические, торговые, финансовые и культурные соглашения, а также договора о перемирии.
Статья 186: Государству запрещается участвовать, в каких бы то ни было организациях, которые не основываются на Исламе или основывают свою деятельность на исполнении неисламских законов. К числу подобных организаций относятся такие международные организации как Организация Объединенных Наций, Международный суд, Международный валютный фонд, Международный банк и региональные организации подобно Лиге арабских стран.