Религия посланников – имя собирательное, обозначающее все приказы, запреты и указания в акыде, поклонении, обрядах, взаимоотношениях, законах, поведении и нравственности, которые принесены Посланником (с.а.с.) от своего Господа. Смысл этого состоит в том, что религия охватывает все, чем Аллах удовлетворился для людей, как законом и путем.
Исполнение религии в этом смысле – является основной целью правления в Исламе. Верховный правитель или имам и каждый, кто следует после него во власти, ответственны за то, чтобы ставить людей на путь религии, и умма поручает им исполнение этого в том, что касается их. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я отправил к вам своих управляющих, чтобы они учили вас Книге Аллаха и Сунне вашего Пророка (с.а.с.), и распределяли среди вас ваши трофеи. И если правитель, по возможности, совершает иджтихад во благо их религии и земной жизни, он является лучшим из людей своего времени».
Бесспорно то, что в нынешнем мире цель исполнения религии в жизни людей не может осуществиться без исламского правительства, которое будет трудиться ради достижения этой цели и неустанно заботиться о ее сохранении. В этом и кроется секрет того, что Ислам определил руководство (имамат) преемничеством (Халифат) от Посланника Аллаха (с.а.с.) в исполнении религии и управлении жизнью на ее основе.
Задача исполнения религии является одной из миссий послания, как сказал Всевышний Аллах (перевод смыслов):
«Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (61:9).
Смысл аята: «Всевышний Аллах отправил Мухаммада (с.а.с.) с верным руководством, т.е. Кораном, и религией истины, т.е. Исламом, чтобы Аллах превознес религию, с которой пришел Посланник или чтобы Посланник превознес религию, с которой Аллах отправил его, над всеми приверженцами иных религий».
Имамы и правители мусульман являются преемниками Посланника (с.а.с.) в этом. Исполняя правление Аллаха среди людей, они непременно исполняют на земле религию Аллаха, потому что религия и правление – это близнецы. В своей Книге Всевышний Аллах назвал правление религией. О Юсуфе (мир ему) Он сказал (перевод смыслов):
«…ибо по законам царя (египетского) он не мог задержать своего брата, если бы того не захотел Аллах» (12:76).
От нас в общей форме требуется оказать помощь религии Аллаха и исполнять ее. Для нас ничто не будет опорой, пока мы не будем исполнять ее. Всевышний Аллах говорит обладателям Писания (перевод смыслов):
«Скажи: «О люди Писания! Ничто не станет вам опорой, пока не станете руководствоваться Торой, Евангелием и тем, что ниспослано (сейчас) вам от вашего Господа»» (5:68).
Мусульманин должен знать, что «мусульмане не смогут иметь что-либо значительное в своей религии до тех пор, пока не станут исполнять Коран в жизни. Пока не станут исполнять ниспосланные в нем от их Господа законы и руководствоваться ими. Так, довод Аллаха для всех Его рабов един». Утверждение о вере или любви к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) без оказания помощи религии путем усилий для ее исполнения, является большим утверждением, за которое будет спрошено у человека. В Коране Аллах часто связывает оказание помощи религии с верой. Так Всевышний Аллах говорит (перевод смыслов):
«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам» (47:7).
«Те, которые уверовали в него, поддерживали его, помогали ему [в борьбе против врагов] и следовали за ниспосланным с ним светом [Корана], – они и есть истинно верующие» (7:157).
«О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха» (61:14).
Помощь религии Ислама и деятельность для ее исполнения – это отданное на хранение (аманат) и договор, который взят Аллахом с каждого верующего, до которого дошел призыв Ислама. Всевышний Аллах сказал (перевод смыслов):
«И помните, как Аллах взял договор с пророков: «Вот то, что Я даю вам из Писания и мудрости. Когда после этого к вам явится Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой договор с этим условием?». Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Будьте же свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами»» (3:81).
«…чтобы Аллах знал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видят Его воочию» (57:25).
«Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им Сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других» (47:4).
Поэтому те, благодаря усилиям которых утвердилась религия, получили имя ансары (помощники). В свое время апостолы помогли религии Исы (мир ему) и ответили на его призыв, когда он сказал (перевод смыслов):
«Кто будет моими помощниками на пути Аллаха?». Апостолы ответили: «Мы – помощники Аллаха»» (61:14).
Те, кто поднялись на помощь религии Аллаха, жертвуя на этом пути своим имуществом и своими жизнями в эпоху последней пророческой миссии, были названы ансарами. Аллах отметил Свое довольство ими вместе с их братьями из мухаджиров и сказал (перевод смыслов):
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые строго последовали за ними. И они довольны Аллахом» (9:100).
Исполнение религии среди людей – это долг всех мусульман, и является их ответственностью, относительно которой не должно быть никаких расхождений. Всевышний Аллах сказал (перевод смыслов):
«Он предписал вам в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе (Мухаммад) в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе (, сказав): «Исполняйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь» (42:13).
В этом аяте содержится возвещение о том, что предписанное Аллахом исходит из совершенства, знания и мудрости. То, что это предписание отнесено в аяте к упомянутым пророкам, служит указанием на то, что оно является прямой древней религией, в которой были едины все посланники. Обращение в аяте адресуется умме Мухаммада (с.а.с.) с тем, чтобы они исполняли эту религию.
«Исполняйте религию», т.е. с ее основами и всем остальным, во что верует человек. Исполнять религию, означает соблюдать ее предписания, сохранять ее от искажений и ревностно заботиться о ней.
Таким образом, в аяте объясняется то, что существует долг (обязанность) – исполнение религии в жизни всей уммы. Обращение в аяте адресовано всей умме, с тем, чтобы она выполняла свой долг в отношении шариата, укрепляя его исполнение, если он исполняется в жизни, или работала для его будущего исполнения, если он не исполняется. Каждый, кто верит в Аллаха, Его Посланника (с.а.с.) и исповедует религию истины, не может ограничиваться тем, что прилагает все возможные свои усилия для проведения своей жизни в рамках Ислама. Только этим он не спасется. Согласно требованию этой веры он должен прилагать все свои силы для того, чтобы забрать бразды правления из рук неверных и угнетающих нечестивцев, чтобы их получили праведные, страшащиеся Аллаха и верующие в Судный день люди, дабы на земле появилась эта истинная система, с которой утвердится благо и правильность в делах этой жизни. То, что люди успокаивают себя тем, что религия существуют, и что Аллах поручился за ее сохранность, сбрасывая тем самым со своих плеч ответственность за деятельность по установлению ее правления, то это заблуждение. Это следование за миражом. Существование религии записанной в книгах – бесполезно, если ее нарушают и пренебрегают ею в реальности. Всякая религия от Всевышнего Аллаха дана людям для того, чтобы они исполняли ее в жизни и соблюдали ее предписания во всех своих жизненных делах. Она не дана им для того, чтобы оставаться просто чувством в них самих, просто духовным воспитанием их нравственности, просто обрядами поклонения в мечетях и молельных домах, просто гражданскими состояниями в одной из областей их жизни. Всевышний Аллах сказал (перевод смыслов):
«Мы посылали каждого посланника лишь с тем, чтобы повиновались ему, с дозволения Аллаха» (4:64).
Мусульмане должны устанавливать Халифат, если его не существует, который берет на себя задачу по исполнению религии. Они должны поддерживать Халифат и заботиться о нем, когда он существует. В силе Халифата – сила религии, а в его слабости или потере – потеря религии. До тех пор, пока не будет этого Халифата, исполняющего свой долг, дело религии будет и далее оставаться в забвении и лежать на забытых полках. Мухаммад Асад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Готовность общества к взаимопомощи в соответствии с принципами Ислама для осуществления его цели, будет оставаться теоретической готовностью, пока не будет Халифата, ответственного за исполнение исламского шариата и предотвращение выхода против него. Такая задача должна возлагаться на авторитетный орган, обладающий полнотой власти»… и им является Халиф.